Ашкинази Леонид Александрович
Такое зеркало

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 24/03/2010.
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 03/12/2005, изменен: 03/12/2005. 9k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  • Вещи
  • Оценка: 5.59*13  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Что такое зеркало, знают все. Кусок полированного стекла,
    покрытый металлом. Можно и без стекла обойтись. Прямо сказать -
    не слишком сложная вещь. Но сказок, легенд, мифов, суеверий - не
    на одну книгу. Может быть, это случайность, а может быть - и нет:
    если когда-то существовало нечто, весьма похожее на зеркало, но
    обладавшее какими-то особыми свойствами, то эти свойства могли
    стать причиной каких-то из этих мифов. Кстати, это может иметь
    отношение и к другим - ныне обычным - предметам. Ну, если не
    претендовать на серьезность - к черной кошке. Но меня всегда
    интересовали зеркала. Собственно, я - физик, так что про зеркала
    знаю все. Но кое-что знаете и вы, и это кое-что вам потребуется
    вспомнить, чтобы понять дальнейшее.
    
    Вот наша не слишком сложная исходная информация - зеркало
    поворачивает изображение, то есть у человека, которого мы видим в
    зеркале, справа - с его "права" - находится наша левая рука.
    Встаньте к зеркалу и проверьте. Никаких проблем - объяснить,
    почему так происходит. Зеркало отражает левое - слева, а правое -
    справа. Но вдобавок оно отражает ближнее - ближе, а дальнее -
    дальше. Поэтому человек оказывается в нем, в зеркале, лицом к
    нам, а затылком - от нас. А тогда у него слева должна быть правая
    рука, и зеркало честно показывает правую. Разумеется, когда мы
    видим что-то в зеркале, мы понимаем, что реального объекта там,
    где мы видим отражение, нет. Мы в этом убеждаемся, сунув руку за
    зеркало. Пока все понятно? Очень хорошо, пойдем, не спеша,
    дальше.
    
    Зеркало не различает реальный объект и отражение. Если мы
    поставим напротив зеркала еще одно зеркало, оно идеально
    добросовестно отразит в себе и реальные предметы, и отражения.
    Если мы поставим два зеркала напротив друг друга и расположим
    какой-то предмет между ними, мы увидим две (в каждом зеркале)
    цепочки отражений этого предмета и отражений отражений. При этом
    цепочки будут бесконечны - отражения не накладываются одно на
    другое, каждое последующее оказывается все дальше от нас. Почему
    так происходит? Пусть между зеркалами 2 метра, а предмет -
    посередине. Тогда первая пара изображений получается в метре за
    каждым зеркалом, то есть в двух метрах от предмета или в трех -
    от другого зеркала. То есть вторая пара изображений окажется уже
    в трех метрах за своими зеркалами. Хорошо.
    
    А если мы возьмем два зеркала и расположим их спинка к спинке?
    Тогда первое создаст изображение за собой, то есть перед вторым,
    а второе создаст изображение этого изображения за собой, то есть
    перед первым. Этого изображения никто никогда не видел и не
    увидит, потому что оно идеально точно совпадает с исходным
    объектом - каждое зеркало делает один поворот "наоборот", и
    второе изображение совпадает с объектом. Пока все понятно? Мне
    тоже.
    
    А теперь мы подбираемся к странному. Среди моих приятелей есть
    археологи. И вот, общаясь как-то с ними - то есть присутствуя в
    их компании и потребляя всякие вкусные вещи вместе с их историями
    и пением под гитару, я услышал о неком месте, которое они копали
    прошедшим летом и которое отличалось какими-то странностями,
    связанными с зеркалами. То ли их было там много, то ли слишком
    мало. Народ шумно отмечал, пел и веселился, и мои попытки что-то
    выяснить (не слишком, впрочем, настойчивые) пропали втуне. Но
    спешить было ни к чему - зачем портить друзьям веселье умным и
    занудным разговором? Правильно, незачем.
    
    Потому что через день я созвонился, приехал, поставил на стол
    банку хорошего кофе, сел верхом на стул и изобразил своим видом
    понятно что. Проще отдаться, чем объяснить, что не хочешь. И
    выяснилось следующее. Раскапывали они некий город, про который
    было известно, что объектом поклонения в нем было зеркало.
    Естественно, не стеклянное - полированного стекла и нанесения на
    него металлических пленок эта культура не знала, - а
    металлическое. То есть культовых изображений зеркал - полно. Но
    реальных зеркал было найдено немного, и совершенно ясно, что с
    ними была связана какая-то эзотерика. В надписях регулярно
    появлялся мотив двух зеркал, зеркал-братьев, зеркал-уничтожителей
    мира, зеркал-злодеев и так далее. До бесконечности. И длинные
    описания каких-то технологических операций.
    
    Будучи физиком по образованию и ментальности и специалистом по
    технологии электронной техники, я сделал стойку, как пойнтер на
    зайца или кого они там ловили, и попросил ознакомиться. "А мы их
    не копировали, - последовал ответ, - имеем в виду следующий
    приезд, экспедиция к концу шла". Так. До следующего лета было
    четыре месяца, и я пока что посетил всех участников экспедиции,
    кто видел те надписи. Пришлось позанудствовать, и одним кофе я не
    обошелся - двоих пришлось поить кое-чем другим. Выяснилось в
    итоге вот что.
    
    Надписи гласили, грубо говоря, две вещи. Первое: существует
    технология изготовления зеркал, такая, что изготовленные этим
    способом пары зеркал - именно пары! - будучи поставлены
    "спинками" одно к другому, приобретали жуткое свойство - они
    уничтожали мир - весь мир, который видели. Немедленно возникает
    вопрос - а почему вообще мир существует? Первая же пара таких
    зеркал уничтожила бы Вселенную и осталась бы молча висеть посреди
    непонятно чего! Но в надписях говорилось, что пары
    зеркал-уничтожителей действуют лишь на определенное расстояние,
    которое тем больше, чем больше зеркала, причем дальнобойность
    растет с диаметром зеркал квадратично - то есть это я говорю
    "квадратично". Мои археологи слова "квадратично" не знали, они
    цитировали надпись примерно так - зеркало с маковое зернышко
    действует на длину пальца, с рисинку - на три роста человека, с
    ноготь - на два полета стрелы. И тут я подпрыгнул: 0,2 мм - 2 мм
    - 20 мм и 5 см - 5 м - 500 м! Квадратичная зависимость,
    дифракционный предел! Даже по числам совпадает - расстояние есть
    квадрат диаметра, деленный на длину волны света, полмикрона.
    Придумать это, не зная волновой теории света, нельзя. Значит, они
    это не придумали... Про площадь поражения надписи умалчивали.
    
    Пришлось изобретать какой-то бред о том, что я решил отдохнуть от
    города, и вспомнить туристскую молодость. Я проклял все на свете,
    начиная с туризма и молодости. Жара, мерзкая кормежка, духота в
    поезде, тряска в машине. Странно, что двадцать лет назад я
    относился к этому иначе. Раскоп, осыпающаяся со стен лаза земля.
    Хорошее освещение и двое знатоков, расшифровывающих мне надпись -
    и я, единственный из них, кто может ее понять. Через час я все и
    понял. Все гениальное просто. Сначала они делали обычное
    металлическое зеркало. Шлифовка, полировка. Потом они его
    окисляли, причем подъем температуры был описан очень подробно.
    Потом они заливали металлом полученный слой окисла. Потом
    разрывали полученную заготовку, причем слой окисла прилипал к
    заливке. Потом долго грели ее, причем описан был не только подъем
    температуры, но и то, в какой зоне пламени это следовало делать.
    В результате обе заготовки приобретали зеркальный блеск. Не
    шлифовать! Не полировать! - призывала инструкция. Только
    осторожно греть...
    
    Мне хотелось сесть на камень и заплакать. Все было ясно. Они
    получали два зеркала - из них одно было исходное, обычное
    полированное металлическое. Второе было очень хитрым - оно имело
    металлическую подложку, на ней - тонкий слой окисла, а на нем -
    опять же тонкий слой восстановленного из этого окисла металла. В
    результате получалось зеркало, точно повторявшее по
    кристаллической структуре исходное. И с этой парой удавалось
    сделать пару зеркал-"уничтожителей". Два таких - и именно
    изготовленных одно из другого - зеркала складывали "спинками",
    причем исходное делали круглым, а перед разделением на край
    наносили риску для точного совмещения - все, все описали,
    паршивцы! - и такая "пара" уничтожала все в радиусе
    дифракционного предела. Если зеркала разделить или просто
    чуть-чуть повернуть, эффект исчезал. Кроме того, зеркала не
    работали под скользящими углами, так что, взяв пару в вытянутую
    руку и повернув ребром к себе, можно было поражать врага слева и
    справа. Прямо перед собой - нет. Я сделал умное лицо - надо было
    терпеть еще две недели. Жара, комары, блохи, скверная жратва. Я
    знал, как уничтожить мир. При современной технологии - на любое
    расстояние. Зеркало в метр било бы на 2000 км. Никаких проблем.
    Мне даже не пришлось ничего записывать - идея была ясна.
    
    Разумеется, режим окисления и восстановления я подобрал сам. На
    это ушло два месяца. Система работала - но для ее испытания
    пришлось съездить за город и отыскать одинокое дерево: в лесу
    осталась бы слишком приметная просека. Я оказался перед
    стандартной дилеммой. Она состоит в следующем: изобретено новое
    оружие - легкое, компактное и смертельное, причем оружие
    нападения. Защиты от него, по-видимому, нет. Я - единственный
    человек, который знает, как оно действует. Надписи те никогда не
    найдут - пусть простят меня друзья-археологи, но я принял меры.
    Физику это было легко сделать. Археологи без меня не разберутся.
    Ситуация - повторяю - стандартная для человечества. Но это никоим
    образом не способствует нахождению ответа. Вот эти два маленьких
    круглых зеркала. Опасно то, что кое-кто почти наверняка пронюхает
    и про мои расспросы и про мои исследования и доберется до меня.
    
    Одно решение я знаю - направить на себя и повернуть на
    необходимый угол. Разумеется, стоя где-то на мосту.
    

  • Комментарии: 2, последний от 24/03/2010.
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 03/12/2005. 9k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  • Оценка: 5.59*13  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.