Lib.ru/Фантастика:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Между множественностью и единственностью
Идея множественности миров - кто только об этом не писал! Главный
вопрос - как из одного попасть в другой. Шел по улице, увидел какой-то
темный проем в заборе, шагнул - оказался на другой планете. Повернулся
- а?! - все, никакой двери, беги в любую сторону. Или: старик, свечи,
зеркало, тени, бормотание, я открою тебе дверь в иные миры, дочь
моя... Или... да что там, иди в библиотеку, дочь моя или сын мой, и
читай миллион раз у всех фантастов.
И понятно, почему: собственно, вся литература - это человек в новых
обстоятельствах. Да что там, вся жизнь - это человек в новых
обстоятельствах; кроме человека в старых обстоятельствах. А хочется
чего-то новенького, поисковый инстинкт еще не до конца затоптали, и
хорошо. Мало ли куда человечество с Землей в охапке залетит, может,
поисковый инстинкт еще и потребуется. Между прочим - банальненько так,
скромненько начнем - литературой дело не ограничивается. Некоторые
физики идею множественности миров принимают, причем не на других
планетах (Шкловского читайте), и не во времени (Сахаров) а тут вот, у
вас под носом и одновременно (Окунь). Да, да, именно где у турецкого
бея шишка. Да что там физики, эту идею даже некоторые философы
принимают. Вот близкая идея - Штейнзальц считает, что каждое действие
человека сотворяет в нашем (правда - в нашем) мире "ангела". К
христианскому ангелу это отношения не имеет, просто слова в
русском языке не нашлось. Или переводчик того... Встречается,
однако, и мысль, что параллельные миры возникают в результате
действий людей. Так сказать, мы - творцы параллельных миров.
Приглядимся к этой идее чуть подробнее. Прежде всего, становится ясен
смысл тезиса "будете как боги" - то есть тоже станете творцами миров.
Далее, отчасти разъясняется проблема свободы воли - то есть совмещение
изначального божественного знания и свободы воли человека. Совершая
поступок, делая выбор, мы сотворяем два мира - тот, в котором
поступили так, и тот, в котором поступили иначе. Просто мы осознаем
один из них, а другой осознает другой... из нас: тот, кто возник в
момент, когда я сделал другой выбор. В такой модели для полного знания
не надо знать, какой выбор делает человек в некой ситуации. Потому,
что он делает оба или, если угодно, не делает ни одного. Решаются и
некоторые другие философско-теологические проблемы. Но возникает, как
говорят, "ряд вопросов".
При каких выборах, при каких поступках возникают развилки и миры? Я
мог в этой фразе написать "и", а мог - запятую. Ну и что, возникло два
мира? Хочется задать глупый, наверное, вопрос, но удержаться
невозможно... не слишком ли много миров будет возникать? Далее, если
все-таки миры возникают не во всех ситуациях, то в каких? И как это
узнать?
В глубине этой модели сокрыт важный вопрос: могут ли действующие
лица в сотворенных мирах совершать поступки, делать выборы и
творить миры? Очевидно, да. Тогда - существуют ли "ранги"? Или
все миры равноправны, независимо от того, это мир (один из
миров), возникший после первого грехопадения, или мир, возникший
от того, что я познал еще одну симпатичную знакомую? И если
иерархия существует, в каком этаже мы находимся? Грубо говоря,
далеко ли от нас до Конструктора?
Заметим, что перед выбором переживания и колебания бывают всегда. И
все эти переживания-колебания схожи. А вот ощущения "после выбора"
бывают двух разных типов. Либо это если и не сожаления, то
взвешивание других возможностей. А вот что было бы, если бы я выбрал
не это, а то? Больше бы мне платили через два года или меньше? А стал
бы я начальником или нет? И какая была бы секретарша - брюнетка или
блондинка? Другой вариант - это чувство радости и облегчения. Это
чувство словами описать трудно, но характерный признак - человек с
огорчением вспоминает, как он долго думал и колебался. О чем же я,
дурак, думал! Все же как дважды два четыре! Стало быть, пытаясь понять
что-то о выборах, можно опираться на эти два признака - наличие
сомнений и колебаний и ощущения после выбора.
Так вот, наличие колебаний - это и есть признак выбора. А вид ощущений
как раз и связан с сотворением миров. Если есть сожаления - значит, при
выборе возникло два мира, я нахожусь в одном из них, но есть еще и
второй. В который, впрочем, мне не попасть, хотя бы потому, что там
уже есть "я" - но сделавший другой выбор. А выбор, после которого
человек испытывает облегчение - это выбор, уменьшающий энтропию.
Выбор, при котором произошло слияние миров, то есть какие-то два мира
сблизились в результате моего выбора настолько, что произошло слияние
и миров либо не стало больше (если один из двух новых слился с
каким-то из старых), либо стало меньше (если оба новые слились с
какими-то из старых). Не исключено, что в итоге этого процесса
принятия решений количество миров когда-нибудь уменьшится до
двух. Можно было бы сказать, что уменьшение количества миров до одного
означает возвращение в Рай. И если далее вообще не принимать решений,
то можно остаться там навсегда и более того, оставить всю сотворенную
Вселенную в раю.
Но легко видеть, что уменьшить количество миров до одного нельзя,
и в этом смысле изгнание из рая необратимо.
Связаться с программистом сайта.