Ашкинази Леонид Александрович
Между множественностью и единственностью

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 15/10/2005. 5k. Статистика.
  • Эссе: Фантастика В нашем КБ
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Между множественностью и единственностью
    
    Идея множественности миров - кто только об этом не писал! Главный
    вопрос - как из одного попасть в другой. Шел по улице, увидел какой-то
    темный проем в заборе, шагнул - оказался на другой планете. Повернулся
    - а?! - все, никакой двери, беги в любую сторону. Или: старик, свечи,
    зеркало, тени, бормотание, я открою тебе дверь в иные миры, дочь
    моя... Или... да что там, иди в библиотеку, дочь моя или сын мой, и
    читай миллион раз у всех фантастов.
    
    И понятно, почему: собственно, вся литература - это человек в новых
    обстоятельствах. Да что там, вся жизнь - это человек в новых
    обстоятельствах; кроме человека в старых обстоятельствах. А хочется
    чего-то новенького, поисковый инстинкт еще не до конца затоптали, и
    хорошо. Мало ли куда человечество с Землей в охапке залетит, может,
    поисковый инстинкт еще и потребуется. Между прочим - банальненько так,
    скромненько начнем - литературой дело не ограничивается. Некоторые
    физики идею множественности миров принимают, причем не на других
    планетах (Шкловского читайте), и не во времени (Сахаров) а тут вот, у
    вас под носом и одновременно (Окунь). Да, да, именно где у турецкого
    бея шишка. Да что там физики, эту идею даже некоторые философы
    принимают. Вот близкая идея - Штейнзальц считает, что каждое действие
    человека сотворяет в нашем (правда - в нашем) мире "ангела". К
    христианскому ангелу это отношения не имеет, просто слова в
    русском языке не нашлось. Или переводчик того... Встречается,
    однако, и мысль, что параллельные миры возникают в результате
    действий людей. Так сказать, мы - творцы параллельных миров.
    
    Приглядимся к этой идее чуть подробнее. Прежде всего, становится ясен
    смысл тезиса "будете как боги" - то есть тоже станете творцами миров.
    Далее, отчасти разъясняется проблема свободы воли - то есть совмещение
    изначального божественного знания и свободы воли человека. Совершая
    поступок, делая выбор, мы сотворяем два мира - тот, в котором
    поступили так, и тот, в котором поступили иначе. Просто мы осознаем
    один из них, а другой осознает другой... из нас: тот, кто возник в
    момент, когда я сделал другой выбор. В такой модели для полного знания
    не надо знать, какой выбор делает человек в некой ситуации. Потому,
    что он делает оба или, если угодно, не делает ни одного. Решаются и
    некоторые другие философско-теологические проблемы. Но возникает, как
    говорят, "ряд вопросов".
    
    При каких выборах, при каких поступках возникают развилки и миры? Я
    мог в этой фразе написать "и", а мог - запятую. Ну и что, возникло два
    мира? Хочется задать глупый, наверное, вопрос, но удержаться
    невозможно... не слишком ли много миров будет возникать? Далее, если
    все-таки миры возникают не во всех ситуациях, то в каких? И как это
    узнать?
    
    В глубине этой модели сокрыт важный вопрос: могут ли действующие
    лица в сотворенных мирах совершать поступки, делать выборы и
    творить миры? Очевидно, да. Тогда - существуют ли "ранги"? Или
    все миры равноправны, независимо от того, это мир (один из
    миров), возникший после первого грехопадения, или мир, возникший
    от того, что я познал еще одну симпатичную знакомую? И если
    иерархия существует, в каком этаже мы находимся? Грубо говоря,
    далеко ли от нас до Конструктора?
    
    Заметим, что перед выбором переживания и колебания бывают всегда. И
    все эти переживания-колебания схожи. А вот ощущения "после выбора"
    бывают двух разных типов. Либо это если и не сожаления, то
    взвешивание других возможностей. А вот что было бы, если бы я выбрал
    не это, а то? Больше бы мне платили через два года или меньше? А стал
    бы я начальником или нет? И какая была бы секретарша - брюнетка или
    блондинка? Другой вариант - это чувство радости и облегчения. Это
    чувство словами описать трудно, но характерный признак - человек с
    огорчением вспоминает, как он долго думал и колебался. О чем же я,
    дурак, думал! Все же как дважды два четыре! Стало быть, пытаясь понять
    что-то о выборах, можно опираться на эти два признака - наличие
    сомнений и колебаний и ощущения после выбора.
    
    Так вот, наличие колебаний - это и есть признак выбора. А вид ощущений
    как раз и связан с сотворением миров. Если есть сожаления - значит, при
    выборе возникло два мира, я нахожусь в одном из них, но есть еще и
    второй. В который, впрочем, мне не попасть, хотя бы потому, что там
    уже есть "я" - но сделавший другой выбор. А выбор, после которого
    человек испытывает облегчение - это выбор, уменьшающий энтропию.
    Выбор, при котором произошло слияние миров, то есть какие-то два мира
    сблизились в результате моего выбора настолько, что произошло слияние
    и миров либо не стало больше (если один из двух новых слился с
    каким-то из старых), либо стало меньше (если оба новые слились с
    какими-то из старых). Не исключено, что в итоге этого процесса
    принятия решений количество миров когда-нибудь уменьшится до
    двух. Можно было бы сказать, что уменьшение количества миров до одного
    означает возвращение в Рай. И если далее вообще не принимать решений,
    то можно остаться там навсегда и более того, оставить всю сотворенную
    Вселенную в раю.
    
    Но легко видеть, что уменьшить количество миров до одного нельзя,
    и в этом смысле изгнание из рая необратимо.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 15/10/2005. 5k. Статистика.
  • Эссе: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.