Ашкинази Леонид Александрович
Энергия и энтропия

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 10/10/2005. 7k. Статистика.
  • Эссе: Фантастика В нашем КБ
  • Оценка: 6.84*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Энергия и энтропия
    
    Второе начало термодинамики гласит, что энергия связана с энтропией.
    Переводя на общедоступный язык - ибо благодаря эволюции школьных
    программ другого мы уже не понимаем, - можно сказать, что достижение
    высокой степени организации неминуемо связано с большими
    энерготратами.
    
    Организация требует "энерготрат". Поэтому у лазеров так мал КПД:
    излучение лазеров когерентно, то есть высокоорганизовано, и достижение
    этой организации требует "энерготрат", то есть превращения энергии из
    сконденсированного, управляемого состояния (в источнике питания
    лазера) в рассеянное, хаотичное (в виде тепла). Поэтому высшие взлеты
    организованной мысли реализовывались на ужасающем фоне. Буддийские
    монастыри Тибета были алмазами мудрости - в оправе примитивной
    скотоводческой цивилизации. Россия дала миру великое искусство - есть
    ли более страшное доказательство правильности нашего тезиса?
    
    Итак, для создания чего-то высокоорганизованного (будь то научная
    теория, стихи или акт любви) необходимо научиться: 1) пропускать через
    себя большие энергетические потоки и 2) преобразовывать их - с неизбежно
    малым КПД - в то самое, высокоорганизованное. Это достаточно общая
    формулировка; она должна конкретизироваться в зависимости от
    обстоятельств. Рассмотрим два примера.
    
    Пример первый, уже упоминавшийся - лазер. Желающие изучить вопрос
    могут обратиться к учебникам, только не к школьным учебникам последних
    лет. Школьная программа немножко больна; у нее гангрена или, скорее,
    проказа. Гангрена слишком быстра и излечима. Кроме того, при гангрене
    можно что-то отрезать и спасти остальное, если это, конечно, не
    гангрена головы. Поэтому происходящее со школьной программой - это
    все-таки проказа. И та часть тела, где говорится о лазерах, уже
    потеряла чувствительность; колоть иголкой ее бесполезно. Заметим, что
    тему школы мы затрагиваем в этом тексте второй и не последний раз, а
    тему иглы - хоть и первый, но также не последний.
    
    Пример второй - творчество одного моего доброго знакомого и соавтора
    (назвать его другом было бы фамильярностью). Когда ему надо что-то
    сделать - создать проект, концепцию, написать статью - словом, сделать
    то, что делает регулярно человек его профессии, он сначала много и
    долго читает, говорит с людьми и накапливает информацию. Попутно
    идет процесс раздражения. Субъект делается злобен и труднопереносим в
    общении, зациклен в речи и мыслях. И в какой-то момент он
    "высвечивается" - садится к столу и рожает посредством шариковой ручки
    на бумаге свою концепцию, статью, проект и все прочее.
    
    Обратимся к общим свойствам этих двух примеров. В обоих случаях чисто
    энергетический КПД низок - у лазера это единицы процентов, у творца -
    никак не более. Сам процесс накопления предъявляет определенные
    требования - растет раздражение у человека и растет напряжение на
    конденсаторах блока питания, начинается злобное шипение у человека и
    начинается коронный разряд у конденсаторов (он, кстати, и звук издает
    такой же), конденсаторы могут "пробиться", то есть испортиться,
    обратимо или даже необратимо. Человек, наверное, тоже.
    
    Импульс же излучения тем сильнее, чем больше накоплено энергии,
    поэтому хочется... и человек идет на риск. Врачам добавляется работы,
    а окружающие страдают. Чтобы импульс излучения "высветился" не когда
    попало, а когда надо, нужен толчок, сигнал. Можно, конечно, уколоть
    себя иголкой или сесть на кнопку. Особенно хороши недавно появившиеся
    в продаже китайские, с иглой, вштампованной в шляпку... Мой же
    соавтор, видимо, с этой целью, заводит шашни с девушками. Их у него
    всегда две-три одновременно, причем каждой из них и всем вместе на
    него на... мягко скажем, наплевать, да и ему - прости, друг! -
    по-моему, тоже. Но каждый очередной отказ во встрече служит для него
    китайской кнопкой. Он садится за стол и высвечивается из шариковой
    ручки, как из кристалла железоиттриевого граната. Красивая, между
    прочим, штучка. С ладонь длиной, идеально прозрачная, светло-розового
    оттенка.
    
    У этой аналогии есть нехорошее продолжение. По мере эксплуатации
    лазера накапливаются дефекты в материалах, мутнеют кристаллы и
    эродируют зеркала, и в итоге требуется ремонт. Или мусорник. Нечто
    аналогичное происходит и с человеком. Причем эта тема может
    развиваться достаточно далеко и стройно, но мне бы не хотелось
    перегружать текст техническо-медицинскими подробностями. Вернемся в
    основное русло повествования.
    
    Откуда берется энергия, та, которая с малым КПД используется лазером?
    Если плавно и не спеша рассмотреть всю цепочку, то мы увидим, что во
    Вселенной есть источник; с точки зрения ортодоксальной физики - это
    звезды. На пути энергии, изливающейся из них в мировое пространство, и
    возникает все то и все те, кто использует поток энергии для уменьшения
    энтропии. Это и лазер, и человек, и многие другие устройства и
    существа, находящиеся, между прочим, во взаимодействии. Ибо одни
    создают других, а другие уничтожают первых или, наоборот, несут им
    наслаждение. Автомат Калашникова и искусственный пенис? - все проще;
    автомат кое-кому приносит наслаждение и без пениса! Более того - врачи
    говорят, что у тех, кто много наслаждался автоматом, потом возникают
    проблемы со вторым способом наслаждения...
    
    Вселенский источник энергии ограничен, и в конечном итоге Итог (с
    большой буквы) существования цивилизации - созданные ею
    антиэнтропийные структуры. Сейчас цивилизация движется в
    сторону ослабления своей способности к созданию структур.
    Достаточно посмотреть на эволюцию российской школы - способность
    к обработке информации и к организации ее в антиэнтропийные
    структуры (знания) школой не воспитывается. Более того, под
    лозунгом "заботы о детях" уничтожается все, что было достигнуто в
    этом направлении в конце ХIХ - первой половине ХХ веков. Возможно,
    что энергопреобразующий или, точнее - антиэнтропийный потенциал
    цивилизации исчерпан. Или вот - эволюция научно-популярных журналов.
    Может ли быть более очевидная деградация?
    
    Но зачем, собственно, существует эта антиэнтропийная деятельность? Зачем
    существуют лазеры и великие стихи? Не исключено, что цели нет. Просто
    таково устройство мира. А может быть, цель и, стало быть, Конструктор -
    постановщик цели - есть. Независимо от этого, естественен вопрос
    - как эти антиэнтропийные структуры используются дальше? Во что
    превращаются они после наступления тепловой смерти Вселенной? Можно
    предположить, что именно для того, чтобы люди, не имея ответа на данный
    вопрос, продолжали, тем не менее, эту деятельность, и существует
    понятие "красоты". Лазерное излучение и стихи красивы. И, завороженный
    этой красотой, человек создает и потребляет их, живет ими, не
    спрашивая о цели.
    
    Что, если после расширения Вселенной, когда происходит поворот "стрелы
    времени" и начинается сжатие, энергия и энтропия меняются местами?
    
    И в той, новой Вселенной наши стихи будут кого-то греть. В самом
    прямом смысле, как нас - стакан с чаем в ладонях.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 10/10/2005. 7k. Статистика.
  • Эссе: Фантастика
  • Оценка: 6.84*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.