Ашкинази Леонид Александрович
Три капли в Снегурочку

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 31/08/2005. 14k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика Путешествия во времени
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Три капли в Снегурочку
    
    Звуком падающих капель меня удивить трудно. Причиной этому - увлечение
    спелеологией в юности и проживание в комнате с ежевесенне протекающим
    потолком в зрелости. Поэтому, услышав звук падающих капель в ванной, я
    не удивился. Где же им еще падать, как не в ванной? Странность была
    лишь в том, что они не падали. Улыбка была, а кота не было. То есть
    звук падающих капель был, а падающих капель не было. Заметил я это
    случайно, но уж заметив - обшарил всю ванную. В конце концов может
    падать и не то, что вытекает из трубы, а то, что на ней
    конденсируется. Однако нет! Нигде в этой коммунальной ванной
    ничего не капало. Что само по себе сильно странно, но тем не менее
    так. Видимо, соседка вызывала намедни слесаря. Ну так вот, звук
    падающих капель был, а капель не было. И такой он был натуральный, что
    просто... ну, хотелось схватить рукой. Пустоту. Чтобы сразу никаких
    гипотез о том, что я ошибся, вы не строили - поясню. Я бывший радист,
    и слух у меня - профессиональный. На улице в радиусе 20 метров все
    разговоры слышу. Ну, десяти. По крайней мере, когда глушили
    радиопередачи, то я лучше всех их слушал; то есть когда уже никто ничего
    не слышал, я еще передачи разбирал. Так что звук падающих капель воды
    был. Был.
    
    Тогда я взял магнитофон: присоединил выносной микрофон и, глядя
    на индикатор уровня, стал искать, откуда звук. И нашел точку - в
    пятнадцати сантиметрах от одной стены, десяти от другой и пяти от
    потолка. Примерно... Поставил на стенах и потолке карандашом
    точечки, вот так: "." - и пошел думать.
    
    Будем исходить из того, что звук действительно от падающих капель.
    Собственно говоря, может быть, их и нет, но синтезировать такой звук
    да так, чтобы меня обмануть - нереально. Тогда что? Первый вариант:
    капли падают сейчас, но звук транслируется в эту точку откуда-то.
    Собственно, ничего трудного в этом нет. Называется сие "обращением
    волнового фронта". Одно странно - в ванной динамиков нет. Второй
    вариант: все то же, но не сейчас падают, а запись транслируется.
    Трудности все те же. И еще одна странность - кому это все надо? Ладно,
    можно встроить в потолок излучающие пластины - ну, типа диффузоров у
    динамиков и, как я уже сказал, так подать на них сигнал, такие создать
    у них вибрации, что звук будет казаться исходящим из надлежащей точки.
    Ладно, все можно, и за энную сумму я сам берусь такую систему
    наладить. Но за каким дьяволом нужна такая система?! И кому?
    
    Известно, что в океане звук может распространяться очень далеко.
    Потому что есть слои воды с разной температурой, а свойства воды с
    разной температурой различны, и образуется "волновод" - слой, в
    котором звук распространяется далеко и без потерь. Хорошо. В воздухе
    такое тоже, конечно, возможно, да только свойства воздуха зависят от
    температуры так слабо, что для создания "волновода" в воздухе 
    потребуются такие условия, что в ванной не мыться можно будет, а 
    заживо свариться. Даже пискнуть не успеешь. Леонид Александрович в
    собственном соку... спасибо, что не в мундире.
    
    Любопытство - порок труднопреодолимый. И я подсоединил к магнитофону
    пьезоэлектрические датчики вибраций. Такие ставят в цепях охранной
    сигнализации, справедливо полагая, что ворон охотно выклюет глаз
    ворону, а если повезет, то и сразу два. И в пять минут убедился, что
    идиотов нет и никто не заставляет вибрировать стены и потолок в 
    коммунальной ванной. Итак. Звуки падающих капель попадали в ванную из
    некоторой точки, расположенной там-то и там-то, а как они попадали в
    эту точку, никто не знал, а если кто-то и знал, то он мне не сказал.
    
    Побочным следствием всего этого явилось то, что я стал прислушиваться
    к звукам падающих капель и однажды услышал за ними некое очень тихое,
    на пределе восприятия... пение?.. напевание?.. этакое мурлыкание без слов
    мелодийки столь простой, что даже я смог ее уловить. Плюс плеск воды.
    
    Радиотехника, разведдело и прочие достопочтенные науки знают несколько
    способов выделения слабого сигнала на фоне сильных помех. Зависит от
    того, какого рода сигнал и какого рода помеха. Например, если сигнал
    речевой, а помеха с более узкой полосой частот, то применяют полосовой
    фильтр. В нашем случае применить сие было невозможно, ибо звук удара -
    широкополосная помеха. Ситуация слегка облегчалась тем, что все-таки
    это помеха преимущественно низкочастотная (бас), а женский голос -
    сигнал высокочастотный. И это радует. Но тем не менее, разделение
    частот было недостаточно велико. Ситуацию облегчило другое - звуки
    ударов были периодичны и одинаковы. Тем не менее, просто "вычесть"
    помеху из всего сигнала, получив в результате полезный (искомый)
    сигнал, нельзя. Но можно сделать это, предварительно разделив весь
    сигнал на отдельные частотные полосы. Бас, недобас, полубас, тенор...
    это, конечно, шутка. Никто так полосы частот не называет, это для
    понятности. Итак, я разделил общий сигнал на узенькие частотные
    полосы, выделил и записал в каждой полосе сигнал (соответствующий
    кусок сигнала) от падающих капель и вычел эту помеху из.
    
    Здесь необходимы два пояснения. Во-первых, все эти вещи можно было бы
    сделать - и много изящнее - преобразовав сигнал в цифровую форму и
    далее обрабатывая его программно. Но я радист старой школы, так
    сказать, осколок аналоговой империи. Вы, впрочем, вряд ли знаете это
    слово и думаете, что речь идет о каких-то аналогиях. Поясняю:
    аналоговый - это "не цифровой". Впрочем, и выражение "осколок империи"
    вряд ли вам знакомо. А еще я коллекционирую старую радиоаппаратуру...
    
    Далее. Конечно, проводить все эти эксперименты в ванной я не мог.
    Поэтому я аккуратнейшим образом привинтил к стене "кронштейн для
    душа". В кронштейн был вмонтирован микрофон, в основание кронштейна -
    микропередатчик, передававший сигнал на 10 метров, а приемник стоял у
    меня в комнате. На столе.
    
    Итак, закончив эти два технических пояснения, я возвращаюсь к сути
    дела, и, кажется, говорю всякую ерунду, чтобы оттянуть момент
    признания, что, в принципе, верно передает некое мое смущение. С
    другой стороны, я хотел бы - да и кто пишущий не хочет - донести до 
    вас эту смесь восторга и ужаса, эту оторопь... когда после
    подключения фильтров звук капель исчез, и, повернув ручку "усиление"
    по ходу стрелок часов или, как говорите вы, забывшие это понятие, -
    "вправо" (хотя это очевидный бред, где у круглого "право"?), я услышал
    голос напевавшей что-то неразборчиво женщины и плеск льющейся воды.
    
    А что, собственно, должно происходить в ванной? Девушка моется.
    
    Я нажал на две клавиши, запись пошла.
    
    Пропуск первых трех секунд записи - для профессионального радиста
    ошибку позорную - я отношу за счет оторопения. Хотя в данном случае
    никакого значения сие не имело. Дальнейшее было просто. Магнитофон,
    подключенный постоянно на запись с пуском от появления сигнала. За
    неделю я выяснил, что мылась она ежедневно, но в разное время (так что
    без автоматики было бы поймать ее труднее) и мылась она по моим
    коммунальным понятиям не спеша (15-20 минут) и обычно что-то
    помурлыкивая. Пару раз я замечал мелодии вроде бы знакомые. Мои 
    друзья-меломаны их идентифицировали, но вертели глазами и добавляли, что
    "так это никто не исполняет". Им виднее. 
    
    Следующий шаг был совершенно очевиден. Я вмонтировал в конец
    "кронштейна для душа" точечный акустический излучатель, а по-простому
    - динамик. И тем самым - если, конечно, звук проходит не только
    оттуда, но и туда - получил возможность не только слушать, но и
    говорить. Сигнал он генерировал не слишком сильный, да и соседи мои
    ванной пользуются не часто.
    
    В древнеиндийском эпосе есть такой пассаж: в некоей войне одной из
    сторон было применено "искусство грома". Вид оружия, представляющий
    собой цилиндр длиной в несколько метров и диаметром в треть метра,
    взлетающий с наклонного желоба, пролетающий двадцать полетов стрелы и
    создающий при падении страшный грохот и вспышку столь яркую, что она
    затмевает солнце. После этого воины, находившиеся поблизости, погибают
    в мучениях, а те, на кого попадает пыль от взрыва, должны срочно
    омыться в реке. Узнаете описание?
    
    Сидя в наушниках, я ощущал себя "искусством грома". Я чувствовал, как
    мое днище скользит по пусковому желобу. От волнения я тогда не
    сообразил, что звук по этому "волноводу" может ведь и распространяться
    только в одну сторону. Не скрою - жизнь моя была не чрезмерно
    наполнена событиями. Но кое-что было: и замерзать на восхождении мне
    пришлось, и захлебываться в подземном водопаде тоже. Ничего ни разу я
    не боялся в жизни так, как в этот момент - что меня не услышат. Но мой
    страх не оправдался.
    
    Я услышал плеск в наушниках и, ощущая, как движется кадык, медленно
    произнес: "Скажите, пожалуйста, как вас зовут?" Мурлыканье стихло,
    плеск воды исчез - остался только шум падающей струи. "Эся, -
    услышал я. - А кто это?" - удивленный голос прозвучал в наушниках.
    "Меня зовут Леонид", - церемонно представился я.
    
    Началась эпоха.
    
    - Простите... где вы?
    - Моюсь в ванной.
    - Нет, в каком городе?
    - В каком городе? В этом. 
    
    Пауза.
    
    - Скажите, пожалуйста, как называется ваш город?
    - Ну-у... город и город. 
    
    Я, кажется, физически ощутил, как она пожала - видимо, мокрыми - 
    плечами.
    
    - А вы в других городах бывали?
    - Да, ездила несколько раз.
    - А в других странах?
    - Ну да. А что? 
    
    Так уж получилось - ввиду различий то ли в поле, то ли в нахальстве, 
    а может быть, из-за моей педагогической деятельности, что первую
    половину беседы в основном я спрашивал, а она отвечала. Итак, мир был
    по-прежнему разделен на страны, но понятие границ было весьма условным
    - я так и не смог понять, в чем оно состояло. Видимо, оно было, так
    сказать, чисто культурным. Впрочем, суперэтнические различия остались
    большими. На Востоке Эся не бывала, знала о нем мало и, судя по
    интонации, этот мир воспринимала как чужой. На Земле существовала
    система коллективной безопасности, охранявшая покой цивилизованный
    стран от террористов - дураков и сумасшедших, а также - видимо - от
    некоторых стран. Но говорила моя Эся об этих вещах с недоумением,
    видимо, плохо понимая, почему мне это интересно.
    
    Люди жили в городах, поселках и деревнях. В деревнях жили те, кто
    считал, что человек должен жить именно так - "в единении с природой".
    Они жили в единении с ней, извлекая из нее еду и содержа небольшие
    перерабатывающие заводики. Как я понял, по способу жить это было
    близко к коммунизму или к израильским киббуцам. Далее, существовали
    поселки. Тоже в значительной мере на природе. Но уже с полным набором
    всех бытовых удобств, культурных служб, без этого коммунизма. Мой дом
    - моя крепость. Так сказать, крепость капитализма. Некоторые из
    жителей поселков работали в деревнях, на их предприятиях. Но таких
    было мало. Больше работали в городах, а еще больше - дома.
    Компьютерные сети покрывали мир полностью, многие производства были
    полностью автоматизированы и управлялись компьютерами. Наконец,
    города. Это было царство развитого социализма. С грязью, вонью,
    производствами, представительствами фирм и организаций.
    Благополучные люди, люди, чего-то достигшие в жизни, в городах не
    жили. В городах была социальная помощь, бесплатная медицина, массовые
    спортивные и "культурные" мероприятия с драньем рубашек на кумирах
    толпы и вылетающими из динамиков диффузорами. Как пташки - не могу
    удержаться от ехидного комментария.
    
    Все три слоя общества не любили друг друга и друг другу завидовали.
    Для деревенщины путешествие в город было большим событием, и эмоций
    ему хватало на год. Горожанин с завистью смотрел на чистый деревенский
    воздух, но без городского грохота жить не мог.
    
    С Эсей мне повезло, ибо она бывала и могла жить во всех трех системах,
    могла их сопоставлять и сравнивать. Родители ее жили в поселке, друзья
    у нее были в киббуцах, сама она любила бывать и в городе, хотя - судя
    по интонации - немного этого стеснялась, имея в виду, что
    благополучные люди в городах не живут, "это же всем известно".
    
    Так жила Европа, Америка - Северная и почти вся Южная, северная Африка
    и некоторые страны Азии. Точнее - страны Средиземноморья. Центральная
    Азия жила иначе - грубо говоря, там не было поселков. Ну, что ж, не
    было - значит, не было. Про Восточную Азию Эся почти ничего не знала.
    
    Вторую половину беседы, естественно, рассказывал я, а она ахала.
    
    Окно - так стали мы с Эсей называть открытое нами явление - работало
    так: любая вещь, пересекавшая сверху вниз его плоскость, круг
    диаметром 6 мм, расположенный горизонтально, попадала отсюда туда, а
    пересекавшая снизу вверх - оттуда сюда, ко мне. Воздух и, стало быть,
    его колебания, капли воды и кусочек стальной проволоки - все, пройдя
    через Окно, попадало отсюда туда или, соответственно, обратно. И тут
    оказалось, что я могу показать ей больше, чем она мне - ибо через Окно
    можно было отправить свернутый в трубочку слайд. В том времени 
    пленочная фотография была уже чисто историческим понятием, так что ее
    увидеть мне не удалось. Наверное, в музее можно было бы найти принтер,
    но... сама она не предложила, а мне показалось... то ли неудобным, 
    то ли... то ли бесполезным? Не знаю. Между прочим, электромагнитные 
    колебания через Окно не распространялись, так что световод я
    продернуть мог, но толку в этом не было ни малейшего. 
    
    Она оказалась - с ее совершенно необычным для ее мира умением 
    существовать, причем гармонично, в любом из трех вышеуказанных слоев
    - интересным собеседником, неплохо знающим историю и вполне склонным 
    к отвлеченным рассуждениям. И мы провели много приятных часов в
    беседах.
    
    И я счастлив, что на том конце этого тоннеля между временами, нашего с
    ней Окна, оказался такой человек, оказалась Она. И с какого-то часа
    беседы я как-то незаметно стал думать - такая девочка. У них "на
    дворе" была весна, шел 2047 год, человечество жило. И многие проблемы
    решились так, как никто в наше время не предполагал - путем эволюции
    идеологии, этики, морали... На многие мои вопросы Эся отвечала "так не
    делают", "это не принято"... Впрочем, она вполне охотно обсуждала и
    то, что не принято, и то, чего не делают. И эта особенность тоже была
    мне близка. И нет ничего странного в том, что моя Эся, моя Эстер -
    таково было ее полное имя - самую длинную паузу сделала, когда я
    передал ей слайд, на котором были изображены две мои дочери на фоне
    дюн и сосен Балтии.
    
    Ибо нет ничего странного в том, что Эся - при ее характере и психике -
    не имела детей. "Ну, Леня, - сказала она, - вы же, наверное, знаете, от
    чего бывают дети. А наши юноши на меня как-то не очень накидываются...
    Разве что в городе, но они здесь слишком редко моются..."
    
    Когда-нибудь я расскажу людям много интересного об этом мире, мире
    2047 года. Но самое важное, что я о нем знаю, - это то, что падающая
    сверху вниз через Окно капля попадает Туда и что через 9 месяцев после
    того, как мы сделали с Эсей ЭТО, я услышал в наушниках плеск воды, ее, 
    как всегда, тихонькое мурлыкание под нос и - детский плач.
    
    Я опытный радист, и у меня двое детей, и этот звук я ни с чем
    перепутать не мог. То есть... 
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 31/08/2005. 14k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.