Ашкинази Леонид Александрович
Конец цитаты

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 14/03/2005, изменен: 14/03/2005. 8k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  • Книги
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Конец цитаты
    
    ... идет он со мной рядом и не то чтобы за локоть ведет - не переношу
    я этого - но направляет; или это я из почтения к сединам шаг под него
    подстраиваю? Впрочем, неважно.
    
    Так вот, молодой человек, - говорит мой провожатый...? гид? конвоир? -
    впрочем, неважно, - здесь вообще-то книжки... книжки... так сказать...
    книжечки... библиотека здесь, изволите видеть, вот вы хотели узнать,
    как понимать то, что я насчет цитаты сказал, вот я вам сейчас и
    объясню... сейчас покажу... все расскажу, - бурчит он то ли себе под
    нос, то ли мне в ухо и влечет, увлекает, тащит... - Вы вот, кстати,
    никогда не задумывались над этим архетипом: "цитата". Что это такое?
    Вот есть у Казимира Малевича картина "Черный квадрат". И никто не
    понимает - почему квадрат? Почему черный? А ведь все просто, как
    банан. -?.. Откуда у него мой любимый вульгаризм? - Вы ведь знаете,
    что черным квадратиком оканчиваются публикации, статьи... возьмите
    любой западный журнал да и посмотрите - в конце каждой заметки
    черненький ква-адратик... - У меня лезут на лоб глаза, и он это, надо
    полагать, замечает. - Это неважно, что Казимир давно жил и западную
    прессу не читал, здесь он все мог прочитать. - Я не выдерживаю и
    выпаливаю: а он здесь бывал?! - Вообще-то есть диффузия информации,
    вам ли это объяснять, бывал, видал, слыхал, в очереди за пивом, одним
    словом, написал, нарисовал, рассказал, один - другому, третьему... вон
    на выставке "Искусство XX века во Франции", которая была в 1989 году,
    помните картину "Библиотека", как, по-вашему, не похоже ли? Я подымаю
    глаза - действительно: стеллажи, сколько видит глаз - вверх, влево,
    вправо, во все стороны; мы идем по деревянному матовому полу... по
    узкой дорожке из деревянных полос (досок? плашек? планок?), уложенной
    на стальные двутавры, пронзающие пространство во всех трех осях и
    шести направлениях, видны проблески света между стеллажами и книгами;
    откуда свет? - ламп не видно. Мы подходим к - да, не ожидал почему-то
    увидеть здесь - лифту. "Вот сейчас, голубчик, мы с вами на лифте
    прокатимся, вы, кстати, обратите внимание, интересный момент будет,
    когда этажи - стеллажи сливаться начнут. Никому еще сосчитать их не
    удалось, причем что интересно - ускорение при этом не ощущается, а вот
    этажи сливаются, может, это и специально так в библиотеке устроено,
    чтобы нельзя было установить". Я пытаюсь вклиниться: а что, нельзя все
    эти этажи сосчитать вручную, ну, то есть ногами пройдя? Библиотекарь
    опять не отвечает прямо, но продолжает свой поток и где-то через пяток
    фраз ответ всплывает: "... Пытались ногами, пытались, но только не
    получалось ничего, похоже, что там есть зона асимптотического
    уменьшения высоты этажа - ну, и конечно, роста человека натурально
    тоже, так сказать "зона глобального масштабирования", это вообще-то
    идея известная, она и у Ашкинази в его комментариях на Пелевина
    упомянута. - Откуда он знает?! - Нет, вы это не читали, они не
    опубликованы, я вам потом расскажу, хотя могли рукопись видеть или они
    же еще кажется, не написаны? - нет, запамятовал, ну так вот, лифт
    обойти не удалось нашим умникам. - Дверца, клацнув, закрывается, палец
    старика нажимает - он отвлекает меня, и я не успеваю углядеть,
    нажимает на что именно, а отвлекает, указав на - "Вот на полке тоже
    любопытная вещичка - одна из "песчаных книг", читали, конечно, у
    Борхеса - книга с бесконечным числом страниц, которую нельзя долистать
    до конца, здесь такие книги попадаются, они, когда на полках роешься,
    бывают с бесконечной задней обложкой, а бывают и с передней, вот та,
    что я вам показал (а лифт тем временем начинает двигаться) -
    двухсторонняя, мы их зовем "обоюдоборхесовая", а бывают и с
    бесконечными страницами, которую нельзя дочитать до конца, а бывают в
    обычной книге - одна, скажем, бесконечная страница, есть такая версия,
    что любая бесконечная страница - это выход во все, и что если читать
    такую страницу, можно все найти, в том числе... - Я не выдерживаю и
    вставляю: И эту самую книгу! - Старик недовольно смотрит на меня: -
    Что ж это, невежливо перебивать... ммда... эту самую книгу, эту самую
    книгу... вложенный текст... бесконечновложенный текст... - Между тем
    этажи сливаются в мелькание, потом оно прекращается и лифт
    останавливается. - Вы не обижайтесь. Что я сказал "все вы цитата". Это
    не в обиду. А есть и другая гипотеза - что бесконечные элементы в
    книгах - это просто контакты с другим миром, миром бесконечных
    текстов, где все тексты бесконечны, и ничего странного в этом нет. А
    что в том мире странное?... должно же быть что-то странное и в том
    мире, или нет?... - Между тем мы выходим из лифта и идем вперед, по
    дереву мимо бумаги, под сталью и светом. - А что до того, что все вы
    цитата, так это и не обидно и опять же правда... вы же понимаете,
    голубчик, - если есть хоть одна бесконечная книга или бесконечная
    страница, этого уже достаточно. Это же "всецитирование", только Борхес
    многое неправильно описал - тут, во-первых, есть и комнатки с
    кроватями, так что библиотекарям спать стоя, как в его "Вавилонской
    библиотеке" вовсе не обязательно, да и где есть, здесь есть, так
    сказать, - мой спутник хихикает, - хотя, конечно, по-простому, и что
    уж он совсем по-смешному лопухнулся, - мне странно слышать это
    простонародно-молодежное словечко от столь почтенного человека, но
    видимо, он полагает, что широкий словарь - это хорошо, - помните книгу
    с бесконечно тонкими страницами, "вадемекум", и его фразу о том, что
    средняя страница в этой книге не имеет оборотов, - мы оба смеемся, -
    ну да, как же он не понял, что в такой книге ни одна страница не имеет
    оборота... А вот Умберто Эко просто какие-то настроения от нашей
    библиотеки в своем "Имя Розы" выразил; настроения, кстати, не вполне
    соответствующие... мрачные... посмотрите, голубчик, - старик обводит
    рукой мир, - что же здесь мрачного?! - И правда - светлое матовое
    дерево дорожек, светло-серо поблескивающие нити двутавров,
    пронизывающие пространство и теряющиеся в бесконечности, ровный
    неяркий свет, спаленки и туалеты за занавесками в полоску, клетку или
    с цветочками. - Но что самое интересное, было ведь и главное почти
    описано, ну главного он не знал, откуда ему, но слово угадал, узнал,
    прознал, проныра, пащенок, пижон, шпаненок этот, откуда он про
    Суперфайл-то узнал?! - Мурашки пробегают у меня по спине; что это?
    откуда? Это ж рукопись была? откуда он знает? или кольцо? я что, в
    кольце?
    
    Внезапно мой провожатый останавливается так резко, что я еле успеваю
    притормозить, чтобы не воткнуться носом в дверь. Дверь? Странно, но я
    понимаю, что, кроме дверей лифта, это первая дверь на нашем пути. На
    Двери медная пластинка с буквами "Суперфайл". Мы стоим и созерцаем.
    По-видимому, старик ждет, что я проникнусь трепетом. И я действительно
    им проникаюсь, хотя и не потому, почему он имеет в виду; дело в том,
    что есть некая старинная легенда, что те, кто входит в Суперфайл, не
    возвращаются. Так называемая "Аксиома невыхода". В тексте, что я
    когда-то написал, это в смягченной форме - там персонаж, подключившись
    к Суперфайлу, погибает от жадности. Но жадность и любопытство
    пересиливают. Литература ведь всегда автопортрет. Я переступаю порог,
    мой спутник за мной. Садитесь, - говорит он мне - и показывает на
    кресло.
    
    Вот, изволите ли видеть, - обращается он ко мне, - это вот "Книга
    судеб", том 2. В ней вообще-то два тома. Первый - это личности, второй
    - цивилизации. Кстати, о первом писали Стругацкие, в "Понедельнике..."
    . А второй... что же, мы сейчас поглядим. - Он какое-то время листает
    и, произнеся "ага", показывает мне.
    
    Верх страницы начинается со слов "Разумная жизнь на Земле ...
    зародилась..." - я скольжу взглядом по странице - "...Израиль...
    Вавилон... Рим... население... цифры убитых..." - другая страница... -
    "колесо... компас... Токио... Москва... Нью-Йорк... радио... космос...
    термоядерный синтез..." - взгляд пересекает середину страницы, и
    внезапно я замечаю, что старик держит книгу так, что палец закрывает
    конец строки - и мне остается видно справа от пальца одно слово и
    черный квадрат - значок конца заметки, а слева от пальца...
    "цивилизация на Земле погибла в ... - закрыто пальцем - году".
    
    Так что все вы - это все же цитата, голубчик... - говорит мой спутник,
    гид, конвоир, протягивает мне одурманивающе ароматный кофе и
    показывает глазами на коробочку с таблетками сукразита, составляющую с
    томом вторым "Книги судеб" гармоничную композицию посреди пустого
    стола.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 14/03/2005. 8k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.