Ашкинази Леонид Александрович
Экзодус

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 02/12/2004.
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 19/01/2005. 11k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика Подражания
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Экзодус
    
    Сначала о названии. Называть свой текст уже известным названием
    не принято. Возникает подозрение, что автор совсем уж ничего не
    читал... В данном случае это не так. И название "Экзодус"
    употреблено мною не случайно, а именно: чтобы подчеркнуть
    преемственность и даже некую несамостоятельность, коей я вовсе не
    стесняюсь.
    
    А что я понимаю под несамостоятельностью, сейчас станет ясно.
    
    Известно, что переживание каких-либо событий, либо длительные
    размышления на какую-либо тему часто влекут соответствующие сны.
    Понятно - мозг перерабатывает ночью дневные впечатления. Так что
    если вы несколько дней подряд читали какую-то книгу да плюс к
    этому еще и думали на какую-то тему, или каким-либо иным способом
    принимали участие в подобных событиях или думали о них, ничего
    странного нет в том, что они вам приснились. То есть что книга
    вам приснилась.
    
    Между тем, не исключен - по крайней мере не исключен в принципе -
    и другой вариант. Человек, длительное время посвятивший какому-то
    месту и времени во всемирной истории, попадает туда. Не во сне, а
    наяву.
    
    Прошу не шарахаться от этой идеи сразу, есть описания таких
    случаев, причем многих. Надо полагать, что таких случаев было
    больше - понятно, что не все они (а уж скорее, их малая доля)
    отражены в литературе. Можно еще добавить, что известно два типа
    таких переносов - в другие места пространства-времени,
    существующие независимо от книг, текстов, мыслей и т.д., и в
    места-времена не вполне независимые от текстов и мыслей, а как бы
    порожденные или "окрашенные" ими.
    
    Здесь следует ответить на два возражения. Люди, которые страстно
    - нам никогда не понять, КАК страстно - желали покинуть то
    место-время, в котором пребывали (ну, например, Освенцим) не
    покидали его потому, что для "переноса" надо четко, подробно,
    точно знать "куда". Нельзя уехать "куда-то", а они хотели
    "оттуда", но не знали "куда". Второе возражение - почему же не
    переносились толпами историки и культурологи, хорошо знающие
    "свое" место-время. Ну, они могли знать "в целом", а для переноса
    надо знать конкретно, настолько конкретное, чтобы его можно было
    отличить от всех других, идентифицировать абсолютно однозначно.
    Да и не все могли хотеть "переноса". И потом, все ли они нам
    доложили о своих "переносах"? И с какой стати им бежать к нам с
    докладом?
    
    Известно, что у человека есть два вида памяти - кратковременная и
    долговременная. Сны - это переработка информации, циркулирующей
    по контурам кратковременной памяти. Поэтому-то сны и забываются
    очень быстро, а если сразу после пробуждения, пока сон не
    забылся, рассказать его или записать, переведя в долговременную
    память, то он уже запомнится надолго.
    
    Именно поэтому у меня есть основания предполагать, что
    случившееся со мною не было сном - ибо впечатления, воспоминания
    о том, что я расскажу далее, совершенно не ослаблялись, не
    "тускнели" по прошествии дней, недель и месяцев. И только поэтому
    я счел возможным по прошествии почти года записать эту историю.
    
    * * *
    
    Первым ощущением было то, что тело затекло, особенно руки. Ну да,
    спать сидя нехорошо. Я поднял голову. Передо мной, за стеклом
    рубки был берег бухты Кирении, портового городка на Кипре,
    британской колонии. Старое корыто - "Экзодус" - стояло посреди
    круглой, 300 м в диаметре бухты. На борту у меня было 300 детей.
    Мы вывезли их из лагерей, устроенных англичанами на Кипре для
    евреев, беженцев из Европы, пытавшихся добраться до Палестины.
    Англичане выслуживались перед арабами, точнее - перед владельцами
    нефти. Англичане не выпускали "Экзодус" из бухты и заявили, что
    не выпустят его никогда. Единственным способом воздействия на
    ситуацию было так называемое "общественное мнение". Признаться,
    это не то, что я, Ари Бен Канаан, привык использовать в своей
    работе... но на этот раз... Марк, продажная журналистская шкура,
    сделал все как я и предполагал - донес англичанам, и они успели
    блокировать нас в бухте. Так значит я не хотел, чтобы мы отплыли
    мирно?! Ну, да... Если нам хоть раз удастся заставить англичан
    выпустить нас, они больше не посмеют мешать въезду в Палестину.
    Не-пос-ме-ют. Теперь у меня - то есть у моего корабля, у
    "Экзодуса", на борту висит транспарант. "Голодовка, час 20". На
    палубе - я вижу это отсюда - лежат десять детей. Мировая пресса
    воет. "Да послужишь ты Господу и дурными своими намерениями" - не
    помню откуда, Давид знает. А если кто-то из них помрет? Да, но в
    Эрец они воюют. А здесь другое? Надо выйти. Я встаю.
    
    Какая же грязь на палубе. Вот что бывает, когда нет баб. Что я
    здесь делаю?!...
    
    - А, привет...
    
    - Привет, друзья (Что они стоят?!) Что скажете?
    
    - Ари, ты знаешь (... что? на иврите? я понимаю? Я же сейчас
    говорил! И они поняли?) мы с тобой не первый раз в деле... Ари,
    ты знаешь, я не очень себя берегу, но если хотя бы один из них
    умрет, как мы будем жить дальше?
    
    - Я отвечу. Такие же, как они, воюют в рядах "Хаганы". И рискуют
    жизнью. И погибают. А тем, кто их послал на смерть, приходится
    жить дальше. Никто из нас не виноват в том, что еврейским детям
    приходится рано взрослеть.
    
    - Ари, там, в Эрец, они погибают с оружием в руках.
    
    - Здесь их оружие - терпение.
    
    - Ари, мы не имели в виду... плыть на этом корыте мы подрядились,
    даже детей возить, но не морить же их голодом?... Мы понимаем,
    что важно сломить англичан, но детей жалко...
    
    - Давайте, друзья - предлагаю я - послушаем Давида. Он ближе нас
    всех к Б-гу (пытаюсь пошутить).
    
    - Шесть миллионов погибло в газовых камерах, не зная, за что они
    умирают - говорит Давид. Если мы, триста человек, погибнем, то мы
    очень хорошо будем знать, во имя чего мы умираем. И не только мы,
    но весь мир. Когда две тысячи лет назад мы боролись против
    римского и эллинистического порабощения, мы установили традицию
    драться до последнего. Никогда ни один народ не дрался за свою
    свободу так, как наш. В Варшавском гетто мы показали, что
    остались верны древней традиции. Если мы сойдем теперь с этого
    судна и добровольно вернемся за колючую проволку, мы предадим
    своего Б-га.
    
    Давид умолкает. Слышно, как поскрипывает старое дерево. Ну почти
    точно цитирует "Экзодус" - думаю я - что же это такое - театр
    имени Леона Юриса? - нет... уж слишком натурально болит у меня
    спина... и запахи, запахи... вот этого ни в театре, ни в книгах
    не бывает...
    
    - Друзья, смените транспарант на борту - говорю я. И добавляю:
    пока - держимся.
    
    Я стою у борта и смотрю на портовый город Кирению. Через
    несколько десятков лет здесь будет архиепископ Макариос,
    греко-турецкий конфликт и масса прочих политических и иных
    событий. А сейчас в бухте стоит "Экзодус" с еврейскими детьми на
    борту, который англичане не выпускают в Израиль. Т.е. в
    Палестину. Поскольку Израиля еще нет на карте, т.е. библейский
    Израиль есть, как и был всегда, а государства с этим названием
    нет. И почему-то на борту этого драного "Экзодуса" - я. Видимо, в
    роли Ари Бен Канаана. Роль хоть куда, не надо было "Экзодус"
    столько раз читать. Даже если Леону Юрису сейчас икается, мне не
    легче. Во-первых, что мне делать? Если есть хоть одна миллионная
    вероятность, что это всерьез, то придется все делать всерьез.
    Понятно, почему - если даже это не всерьез, то ведь никогда этого
    не узнаешь и всю жизнь на себя в зеркало глядя, молча сплевывать
    будешь. Это, кстати, ко всей жизни относится - если есть хоть
    малая вероятность, что она - всерьез, то играть в ней придется
    всерьез.
    
    Ну да, быть может все равно через неделю англичане разрешать
    въезд? Но! - если есть хоть слабая надежда, что влияет, придется
    считать, что влияет. Иначе ставь перед зеркалом плевательницу.
    Как сказала Анна Ахматова? "Честному человеку в этой жизни нужны
    две вещи - пепельница и плевательница".
    
    Ага - а вон Давид идет с Китти. Нет, с ней я разговаривать не
    хочу. Она ищет среди детей свою Карен. Все-таки она сука.
    Самовлюбленная сука. Хотя за детьми она ухаживает хорошо. Из-за
    Карен или из-за детей или... из-за дела? Ведь эти дети все равно
    будут служить этому делу. Ну, это старая проблема. Из-за чего
    человек что-то делает хорошо - из-за одобряемых мною мотивов или
    нет? Иногда считают, что это неважно, а иногда - что важно. А все
    просто. Мотивы важны для оценки стабильности поведения во времени
    и надежности при изменении обстоятельств. Вот найдет она свою
    Карен и умотает с нею в свою Америку. Сытую и довольную Америку,
    которая молча смотрела на Катастрофу. Ага, это уже моя мысль, а
    не Ари - он ведь слова Катастрофа не знает. А может, и не
    умотает, а привыкнет к нам... а может, и к нашей идее. Нет! К
    идее нельзя привыкнуть. В нее надо поверить. Вот Давид - что он
    скажет - можно ли привыкнуть к Б-гу? Для веры надо либо вырасти в
    ней, либо пережить озарение. Верится в это, конечно, слабо, но,
    говорят бывает... Так, но что делать с детьми? Мы держимся почти
    двое суток.
    
    Ари Бен Канаан, вернее то, что окружающие считают им, идет по
    палубе, переступая через лежащих детей. Господи, какие они
    грязные. И какой запах! Но Китти все-таки молодец. Половину
    палубы уже помыли. И из трюма выносят ведра с грязной водой. Она
    даже моих мужиков заставила работать... Не ждал, не ждал... Но -
    что делать дальше? Я знаю, что сделал дальше... прототип. Однако,
    как только я отдам это приказание, вся ответственность ляжет на
    меня.
    
    Идиот! - почти кричу я внутри себя - какая ответственность, это
    сон! Я подхожу к люку и убедившись, что трап свободен, начинаю
    спускаться в трюм.
    
    Нет, это не сон. Дети лежат в своих отсеках-пеналах молча, глядя
    пустыми глазами перед собой. Часть трюма помыта, но запах все
    равно жуткий. Грязь, пот, рвота... Вон Китти с кем-то возится.
    Хорошо. Я подымаюсь на палубу. Сила вещей. Они все - и все эти
    дети в первую очередь - проклянут меня, если я сдамся. Мир
    вздохнет облегченно - евреи проявили слабость. Англичане будут
    рады до усеру. Все заставляют меня принять ЭТО решение. Но это
    должно быть мое решение. Только за мое решение я могу нести
    ответственность. Только свои решения может принимать человек.
    Итак, могу ли я рисковать жизнями детей, конкретно - десятью
    жизнями - для того, чтобы англичане разрешили въезд в Палестину?
    Я мысленно возвращаюсь в свою нору в городе Москве, снимаю с
    полки (трудно не поверить в то, что он сейчас в 1,5 метрах надо
    мной, но похоже, что он все-таки в 2100 километров и во многих
    годах от меня) альбом "Израиль" и начинаю его листать. И мне
    кажется, что сдаваясь, я рву его своими руками пополам и еще раз,
    по картинкам, пополам по девушке на пляже, пополам по праздничной
    набережной, по воздушным шарам, по играющим детям моей будущей
    страны...
    
    * * *
    
    Из телетайпов редакций вылезают ленты...
    
    
    Таймс. От нашего корреспондента на Кипре. Ари Бен Канаан,
    представитель "Экзодуса", заявил, что начиная с завтрашнего дня,
    десять добровольцев будут ежедневно в 12 часов дня лишать себя
    жизни на капитанском мостике корабля на виду у всего британского
    гарнизона. Эти действия будут продолжаться до тех пор, пока
    "Экзодусу" не будет разрешено отплыть в Палестину.
    
    * * *
    
    Дальнейшие события известны. Англичане дрогнули и разрешили
    "Экзодусу" отплыть. Въезд в Израиль, виноват, - в Палестину -
    усилился. Я же, сделав от имени Бен Канаана это заявление, лег
    спать. Когда я открыл глаза, надо мной были полки с книгами,
    солнце светило в окна. Я встал на кровати, снял с полки альбом
    "Израиль" и открыл его. Все было на месте. За окном был мой двор
    в ста метрах от Арбата.
    
    
    

  • Комментарии: 2, последний от 02/12/2004.
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 19/01/2005. 11k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.