Аливердиев А. А.
О традиционных сценариях брачного поведения

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 9, последний от 29/04/2008.
  • © Copyright Аливердиев А. А. (aliverdi@frascati.enea.it)
  • Обновлено: 29/05/2012. 12k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы рассмотрим относительно небольшой, но вместе с тем важный вопрос о создании семьи, который, к счастью еще не утратил актуальности.


  •    Несколько слов о статье. Зачем она написана? Дело в том, что существуют вопросы, серьезное рассмотрение которых наталкивается трудности этического характера. Нам трудно признать самих себя такими, какие мы есть, и уже само словосочетание "брачное поведение" применительно к человеку действительно коробит. Вот что писал лауреат Нобелевской премии (1973) Конрад Лоренц: "Если человечество в бессилии останавливается перед патологическим разложением своих социальных структур, если оно - с атомным оружием в руках - в социальном плане не умеет себя вести более разумно, нежели любой животный вид, - это в значительной степени обусловлено тем обстоятельством, что собственное поведение высокомерно переоценивается и, как следствие, исключается из числа природных явлений, которые можно изучать. (...) Человечество препятствует самооценке всеми средствами; и поистине уместно призвать его к смирению - и всерьез попытаться взорвать эти завалы чванства на пути самопознания." [1] В настоящей статье, развивая идеи К. Лоренца и его последователей, мы рассмотрим относительно небольшой, но вместе с тем важный вопрос о создании семьи, который, к счастью, еще не утратил актуальности.
       Описанные же в статье брачные сценарии позволяют трезвым взглядом оценить инстинктивное поведение людей, и, таким образом, увеличить его предсказуемость. Итак, каковы брачные сценарии? Я бы выделил 5 основных:
      
       1. Брак заключается по договоренности родителей. Молодые ставятся post factum.
       Этот сценарий был наиболее популярен еще каких-нибудь полвека назад. Сейчас относительно редок. Преобладает в семьях с сельским патриархальным укладом (независимо от их места жительства).
       В предельно жестком варианте молодые знакомятся в день свадьбы. Такой вариант, некогда весьма популярный, сейчас распространен сравнительно мало.
       В мягком варианте они достаточно долго знают друг друга, и, в общем, их спрашивают достаточно формального согласия. Обычно за несколько месяцев перед свадьбой производится обряд помолвки, после которого молодые начинают симулировать романтические отношения (то есть, ходят вдвоем в кафе-мороженное и в гости к родственникам). В принципе, помолвка возможна и за несколько лет, в детском возрасте. Однако симуляция романтических отношений все равно начинается уже перед свадьбой, или (в "жестком варианте") не делается вообще.
       Характерной чертой этого сценария является то, что никаких реальных романтических (а, тем более, сексуальных) отношений между молодыми до брака быть не может, ибо если родители уже всё решили за детей, то своеволия они не потерпят никакого.
       Помните, у А.С. Пушкина:
      
       "- И, полно, Таня! В эти лета
       Мы не слыхали про любовь;
       А то бы согнала со света
       Меня покойница свекровь."
      
       И если молодых, которых чуть ли не насильно сводили вместе, вдруг поймали бы на реальной любви, то разыгралась бы история, достойная пера В. Шекспира.
      
       2. Второй сценарий в общих чертах похож на первый, но его коренным отличием является то, что молодым оставляют свободу выбора.
       Обычно осуществляется следующим образом. Родители или близкие тети-дяди не слишком навязчиво советуют парню присмотреть на свадебных банкетах (для чего они, собственно, и проводятся) себе невесту. Если процесс идет - отлично. Дальше выясняется ее родословная, и, если она, в общих чертах, подходит, то наступает вторая стадия (о ней ниже). Если же процесс стопорится, то парня, опять таки, ненавязчиво, подталкивают, уже показывая и знакомя с хорошей девушкой из хорошей семьи. В конце концов, когда какая-нибудь девушка парню приглянулась, идет вторая стадия: неформальных переговоров с ее родственниками. Если молодые еще не знакомы, то их знакомят. Если ни у родственников невесты, ни у нее самой нет веских возражений, то дальше процесс идет, как и в первом сценарии:
      
       помолвка => симуляция романтических отношений => брак.
      
       Никаких реальных романтических отношений до свадьбы и при таком сценарии, опять-таки, невозможно. В данном случае первобытный брачный сценарий женщины будет явно против (зачем рисковать?). Да и у парня будут те же резоны (страха потерять синицу в руках), тем более, что, согласившись на этот сценарий, он уже автоматически признает свой низкий ранг, что не может не разглядеться невестой.
       В ряде регионов на сегодняшний день этот сценарий наиболее распространен.
      
       3. Третий сценарий является промежуточным между вторым и четвертым.
       Суть его, в общем, та же, что и во втором, но с той разницей, что если во втором сценарии молодые до помолвки бывают знакомы только визуально (то есть, выбор делается (а) по внешним и (б) по родословным признакам), то здесь жених делает предложение хорошей знакомой, в семью которой он был вхож довольно давно и считался не самой плохой партией.
       Это уже почти брак по любви. Но почти... Романтические отношения реально отсутствуют. Может быть (и даже наверняка), жених бы и хотел их, но невеста (1) слишком хорошо воспитана, и (2 и главное) она, скорее всего, не любит жениха, а соглашается, как на лучшую партию из предложенных.
       Дальше все, как во втором сценарии. Отличия только в том, что здесь люди уже до брака относительно неплохо знают друг друга. И хотя в этом знании отсутствуют некоторые подробности, однако, по меньшей мере, вероятность несовместимости характеров здесь уже много меньше.
       В принципе, такой сценарий очень даже неплох, так как является здоровым компромиссом между традициями и свободой. Причем, что сильно говорит в его пользу, решение принимаются самими женихом и невестой на основе знания. Поэтому такие семьи обычно бывают наиболее крепкими.
      
       4. Четвертый сценарий - это уже брак по любви, но с одобрения и выполнения традиций. Внешне он может быть практически неотличим от третьего варианта. И в том, и в другом случае парень вхож в дом, и там, и там молодые встречаются... Но отличие есть, и весьма существенное: молодые здесь действительно любят друг друга, а раз так, то это не может остаться на совершенно платоническом уровне.
       Дальше все идет по второму-третьему сценарию:
      
       помолвка => симуляция (в данном случае симуляция симуляции, чтобы все было по форме) романтических отношений => брак.
      
       Вспоминаются народные слова:
      
       "Тогда свободно и счастливо
       С молитвой мы пойдем к венцу".
      
       Действительно, именно об этом сценарии в юности мечтают все, кто успел подняться над дремучестью предков, однако реально реализовать его удается немногим, да и браки, заключенные по этому сценарию, объективно, бывают значительно менее крепкими, чем в предыдущих случаях.
      
       5. И, наконец, пятый сценарий - брак по любви (по меньшей мере, с одной из сторон) с пренебрежением традиций. Здесь практически отсутствуют спектакли для родственников и т.п.
       Этот очень современный сценарий имеет один из самых печальных прогнозов для будущей семьи. Почему? Отвечу. Если традициями пренебрегли, то для этого были причины. Каковы они могли быть?
       (а) Родственники какой-то из сторон (или обеих) против. Само по себе это уже обязательно внесет трудности в начало совместной жизни. Если молодые выдержат - хорошо. В 20-60 годы в России это было более осуществимо, ибо многие тогда начинали с нуля, да и существовавший в то время строй создавал для молодых семей более благоприятные условия. Но сейчас...
       (б) Жених и невеста принадлежат к настолько разным социальным кругам, что традиционный брак между ними невозможен. Помните песню:
      
       "Но что ни говори, жениться по любви
       Не может ни один, ни один король."
      
       Иногда этот выбор делает честь молодым. Но проблемы все равно неизбежны.
       (в) На осуществления традиций не было денег. Тогда уж точно будут проблемы, и не спрашивайте почему.
       (г) Кто-то из молодых (как правило, жених) принципиально наплевал на традиции с целью демонстрации своей исключительности. Такая демонстрация, по меньшей мере, довольно глупая, является несомненным признаком высокопримативности (i), совмещенной с реальной нереализованностью рангового запроса. Такой человек и сам счастлив не будет, и всем вокруг жизнь испортит, а жене - в первую очередь.
       (д) Традиции полностью поломаны в целом по стране или в окружении молодых. На самом деле сам по себе слом традиций в устройстве семьи означает возврат в первобытное состояние, где никаких гарантий никто никому не дает. Не получается их и теперь. Это очень важный момент. Не следует думать, что, сломав старое, сложившееся веками, ты поднялся над ним. Очень может быть, что ты скатился с него.
       (е) Из-за глупости. Комментарии излишни.
      
       Следует отметить, что в четвертом и пятом сценариях велик риск симуляции любви одной из сторон для достижения корыстных целей.
       В принципе, можно было бы выделить еще один сценарий: брак между зрелыми людьми по деловому расчету. Однако этот вариант хорошо вписывается в описанный выше третий сценарий, так что едва ли его стоит описывать отдельно.
       Иногда сценарии бывает трудно отличить (особенно пограничные). Однако при близком знакомстве границы все же достаточно ясно различимы. Иногда имеет место "мозаичный" сценарий (например, парень по второму, девушка - по первому).
       Иногда имеет место и попытка маскировать один сценарий другим. Скажем, если менталитет семьи городской, то третий (или даже второй) сценарий выдается за четвертый. Это неслучайно. На самом деле этим родственники молодых пытаются визуально повысить ранг своих детей. Сын сам нашел себе невесту, то есть, сам представляет собой ценность, а не только как их отпрыск и наследник.
       В семьях же с ярко выраженным сельским укладом обычно имеет место обратная тенденция: представить любой сценарий, как первый. Этим самым недальновидные родители повышают свой ранг за счет своих детей. Впрочем, Бог им судья.
       В качестве резюме отметим, что в настоящей статье представлена полная система сценариев брачного поведения в рамках Европейского культурного пространства нашего времени, что представляет интерес, как для науки, так для общественности к этому самому пространству принадлежащей. Почему эти сценарии именно такие? Почему в ХХ веке и по сей день во многих странах наблюдалась сдвиг сторону пятого сценария? Почему это странным образом сочетается с общей культурной деградацией? Почему, наконец, у ряда африканских и азиатских (например, тибетских) племен можно найти нечто, в приведенные сценарии не укладывающееся? Все эти очень интересные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения, но уже в других работах.
      
       [1] K. Lorenz, Das sogenannte BЖse. Zur Naturgeschichte der Aggression, W., 1963
      
      
      
      
      
      
       (i) То есть, высокой степенью следования врожденным инстинктивным программам (в значительной степени общим для всех приматов, включая homo sapiens) по отношению к рассудочной мотивации.
      
      
      
      

  • Комментарии: 9, последний от 29/04/2008.
  • © Copyright Аливердиев А. А. (aliverdi@frascati.enea.it)
  • Обновлено: 29/05/2012. 12k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.