Аливердиев А. А.
Еще раз об "Аватаре"

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 22/04/2010.
  • © Copyright Аливердиев А. А. (aliverdi@frascati.enea.it)
  • Размещен: 19/04/2010, изменен: 03/01/2013. 11k. Статистика.
  • Статья: Критика
  • Скачать FB2
  • Оценка: 4.68*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об "Аватаре" не высказывался разве что ленивый. Скажу и я...


  •    Об "Аватаре" не высказывался разве что ленивый. Скажу и я пару слов. Можете быть уверенными, что-то новое вы у меня прочтете. Не факт, что вам понравится это "что-то". Но в том, что оно, это "что-то", есть, повторяю, можете не сомневаться.
       Итак, начнем с хорошего. Оно было. Не так много, как хотелось бы, но все же. В первую очередь, это, конечно же, 3D графика. Она, графика эта, очень даже хороша, и на год выпуска фильма (2009) сразу видно, что деньги, потраченные на его, фильма, создание, были потрачены не впустую. Доводилось мне слышать мнение, что на этом, собственно, все достоинства фильма заканчиваются. Я с этим не согласен. Еще, по меньшей мере, одно достоинство у фильма таки есть. Но о нем я скажу чуть позже. А пока немного поругаюсь.
       Начнем с сюжета. Он неказистый, даже можно сказать простецкий. Если отбросить несущественные навороты, то основная линия такова: простой хороший парень волею Судьбы (с большой буквы) оказаться солдатом, потом волею той же Судьбы посылается в непростую и ответственную миссию (или, по-русски, командировку), которая при ближнем рассмотрении заключается в освобождении какой-то территории от кучки (или племени) аборигенов. Аборигенов вроде тех, что съели Кука, но в данном случае очень длинных и голубых. Голубых не по ориентации, а по цвету; хотя все это ничего существенно не меняет. В миссии, естественно, задействован не один этот простой хороший парень. Есть там еще туева куча народу, кто посложнее, кто похуже, пара средней симпотности баб, в общем, всё организовано с имитацией жизненных ситуаций на вполне сносном уровне. Есть там и очень сержанистый сержант (точнее, в данном случае полковнистый полковник, но это сути дела опять не меняет), являющийся сначала любимым начальником (чаще бывает учителем, но тут именно любимым начальником и никак иначе), а потом главным антиподом простого хорошего парня. Есть и гадкие капиталисты (точнее на этот раз в одном лице), из-за личной наживы начинающие настоящую войну. А вот аборигены при ближнем рассмотрении оказываются очень даже милыми ребятами. И Кука они вовсе не съедали. Это он сам всё... Так вот, аборигены оказываются настоящими любимыми детьми Природы (опять с большой буквы), списанными с благородных индейцев из нео-вестернов, правда немножко растянутых, охвостенных и окрашенных в синий цвет. И как тут простому хорошему парню не перейти на сторону обижаемых? И как после этого, хоть и с луками и стрелами, но с помощью матушки Природы (которая, разумеется, на стороне любимых детей) не победить вооруженных до зубов алчных захватчиков. Плюс, конечно же, любовная интрижка (пардон, большая и чистая Любовь) с местной принцессой. Это же классика жанра, как без нее?
       Сюжет, в принципе, неплохой. Даром, что множество раз воплощенный, но это в той или иной степени беда всех неплохих сюжетов. Так что его вполне можно воплотить еще раз. "Если сказать что-то новое", - подсказывает мне среднестатистический эксперт. "Нет, - отвечу я, - даже это не так важно. Главное, чтобы костюмчик сидел. Пардон, чтобы сюжет не конфликтовал со всем остальным антуражем, что призван выразить это самое "что-то новое". А вот с этим как раз у "Аватара" проблемы, и еще какие".
       Я не буду досаждать перечислением, там всё стечение обстоятельств крайне сомнительно от начала и до конца. Я лучше приведу сторонний пример, когда с, казалось бы, неказистым сюжетом все отлично. Фильм "Терминатор". Тот самый, восемьдесят четвертого. Вот там минимум допущений. Машина времени отправляет в прошлое два живых организма: обернутого в живую плоть робота-убийцу и человека-спасителя. А всё по душу одной женщины, что должна родить будущего лидера. В конце концов, женщина спасена, будущий лидер таки рождается, и как раз от одного из посланцев. Того, что не робот. А сами посланцы (оба) героически гибнут. Очень важный момент для антуража - машина может отравить только живой организм. Или, по меньшей мере, так, чтобы живой организм обволакивал то, что отправляется. Именно поэтому оба героя прилетают, в чем мать родила. Точнее, в чем мать родила одного из них, потому что второго мать не рожала. Но не суть важно, вы меня поняли. То есть, там все по делу. Можно было добавить какие-нибудь детали, взятые с собой героем (тем, что не робот) в естественных, так сказать, полостях тела. Например, деньги (это я про детали, не про полости)... Или часы, как это, например, по другому случаю было у одного из героев "Криминального чтива"... Я уж не буду вспоминать историю, классику, вольтеровского "Кандида", например, а то меня совсем за сноба посчитают. Так вот, можно было всего этого и не делать. И не сделали. Более того, лично я уверен, так оно получилось и лучше. Лишних пикантностей первому "Терминатору" и не требовалось. Так вот, резюмирую, в этом самом первом "Терминаторе" было все по делу. Comme il faut, как сказал бы Пушкин. И фильм поэтому был сразу выделен зрителем, хотя затраченные на него деньги и не были относительно других фантастических боевиков из ряда вон выходящими.
       А вот голая баба-"терминатор номер три" - это уже совсем не по делу, потому что никто ей не мешал сразу принять какую-то приличную форму. Я уже молчу о том, что все эти жидкие роботы хороши для придания крутизны 3D, но совершенно не реалистичны. Я говорю о том, что даже, если бы они и стали реалистичными, их стратегия поведения была бы другой. В частности, они бы все время меняли облик. Подчеркиваю, все время. И не было бы никакого, подчеркиваю, никакого, канонического образа, который можно было бы "засечь". То есть, там было бы всё по-другому. Совсем всё. И совсем по-другому. Помните анекдот: "шли два китайца, Абрам и Гога в синагогу..."?
       Вот и с "Аватаром" как раз тот случай, когда не работает сюжет. И костыли (рояли в кустах), что, дескать, и оружие земное как раз в нужном месте перестает работать, и сама эта хрень, за которой надо только в дальней космос лететь, извините, если и катит, то плохо. Нет, я прекрасно понял и как авторы пытались стянуть все за уши воедино (например, что это живая сеть планеты не пускала людей, помехи на их технику наводила), но все равно не сходится. Ну да ладно. Кто из читателей поймал мою волну, тот уже поймал, а кто не поймал, тому и не надо.
       Теперь герои. В принципе, они все на своих местах. По сюжету. Но одна беда, впечатление создается, что всех их в готовом виде вытащили из других боевиков, чуть пообтесали, припудрили и запустили как собственных. Не хотелось бы говорить об их "плоскости", а там паче "картонности", да еще в таком 3D фильме... Но что делать? Единственное, что тут оправдывает, все было сделано умышленно для достижения результата. Именно так, чтобы средний "пипл" схавал. Ведь как греет душу среднего представителя этого самого "пипла" невежество "простого хорошего солдата" в вопросах всякой околовсячечной эзотерики, околоиндейчатых философий и всего такого прочего. Ведь он, этот самый средний представитель, этого самого "пипла" (хоть из "быдла", хоть из "небыдла") куда как продвинутей. И вот оказался бы он на месте этого простого парня... Нет, это, конечно, стремно (сам-то тот, что "небыдло", от армии откосил и сегодня), но кто ж узнает? Зато все околофилософские выводы сделал бы раньше.
       В общем, общее (пардон за тавтологию) впечатление от сюжетной составляющей (со всеми ее обер- и унтер- тонами): уровень средней паршивости аниме. Хотя нет, может, чуть ближе к топу (я не так много этого барахла смотрел, разве что случайно и эпизодически, поэтому едва ли могу дать точную статистическую оценку), но, уж, во всяком случае, совсем не выше. Вместе с околофилофской составляющей, продуманностью иного фантастического мира и всего такого прочего. Всё это в средней паршивости аниме тоже присутствует. И примерно того же уровня.
       Но ведь это не средней паршивости аниме, имя которой легион, и которая изначально вторична и ни на что не претендует, это-то фильм, претендующий на нечто! Вот в чем вопрос. И это не может не удручать. Впрочем, как и успех продолжений "Терминатора" (первый был как раз хорош), "Матрицы" и тому подобной фигни, ставших вместе с тем событиями в мировом кино.
       Ну а теперь что же все-таки в этом "Аватаре" еще хорошего, кроме этой самой 3D графики? Я уже высказался о, мягко говоря, схематичности персонажей. В целом, это конечно, минус. Но в данном случае он обернулся плюсом. И вот каким. Авторы фильма не стали устраивать особых перевертышей. Полковнистый полковник каким солдафоном был в начале, таким и прибывал во всем протяжении, до самого его бесславного конца.
       А ведь могло быть и по-другому. Могло быть и так. Когда наивный чукотский (или техасский) зритель уже было уверился в том, что раскусил полковника, его можно ошарашить тем, что не так уж он, полковник этот, и прост. Что на самом деле он связан с нарко- и работорговлей (скажем, поставкой земных девушек тем аборигеном, что плохие; в фильме таковых не было, но могли и быть: 3D графика все стерпит), и всем таким нехорошим. Потом, когда нижняя челюсть этого самого наивного зрителя вернулась в нормальное положение, опять "вдруг" выясняется, что на самом деле вся эта хрень (нарко- и работорговля, и даже добыча этого дурацкого "анобтаниума") - всего лишь прикрытие основной спецагентской деятельности полковника. А на самом деле работает он на свою страну (то есть на всех граждан, включая тебя, дорогой зритель, если ты являешься таковым; а если не являешься, то сиди и завидуй тем, кто является). И возложена на него миссия переноса секретной тюрьмы для террористов из Гуантанамо, где ее пришлось закрыть под давлением подлых правозащитников, на Пандору, а иначе волна терроризма так захлестнет всю Землю, что просто кранты. (Согласен, звучит идиотски. Но разве мало такой хрени мы видим в реализованном виде? И, как известно, страшнее кошки зверя нет. У кого-то в двадцать-хрен-знает-каком веке испанские республиканцы продолжают с интернациональной поддержкой бороться с фашистами, у кого-то вся опасность в мире во все времена от исламского терроризма.) Когда нижняя челюсть... в общем, чуть позже, выясняется, что опять всё не так, что на самом деле этот засранец нагло злоупотребляет служебным положением, а всё заключается как раз в торговле "анобтаниумом"... В общем, так раз пять. Или шесть. Очень распространенный сегодня подход.
       Но ведь он, подход этот, тоже не делает плоских схем живыми, как и 3D графика не компенсирует нищеты содержания. Как бы не "хавал" всё это "пипл". Так вот, к чему я? Я рад, что хотя бы этой хрени в "Аватаре" не было. Как и всяких психов-"шахматистов" с их загадками, шарадами и всей такой прочей дребеденью, которая давно успела достать любого нормально развитого человека. И это то второе достоинство фильма, о котором я говорил в начале.
       Резюмирую. Получилось аниме нового поколения, примерно такое же по содержанию (включая местами сомнительные просветительские составляющие), но чуть лучше по форме. Тем не менее, опыт уже показал, что этого "чуть" достаточно для того, чтобы стать самым кассовым фильмом в истории и настоящим событием. Лишний раз приходится убеждаться, что деньги делают деньги, и никак иначе.

  • Комментарии: 4, последний от 22/04/2010.
  • © Copyright Аливердиев А. А. (aliverdi@frascati.enea.it)
  • Обновлено: 03/01/2013. 11k. Статистика.
  • Статья: Критика
  • Оценка: 4.68*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.