Аннотация: ...задача настоящего очерка - показать насколько гениально проста и понятна структура древнего Сверхязыка...
Алекс Грин
ПИЭРИКА. ОСНОВЫ СВЕРХЯЗЫКА
ОЧЕРК 2. СВЕРХЯЗЫК ДЛЯ "ЧАЙНИКОВ"
Введение
Формально это второй очерк книги "Пиэрика - Основы Сверхязыка". Но те, кому интересен балканский праязык пиэрика могут смело начинать чтение со второго очерка.
Можно сказать, задачи первого и второго очерков почти противоположны.
Первый очерк показывет - насколько глубок сложен и многослоен балканский праязык. А задача настоящего очерка - показать насколько гениально проста и понятна структура древнего Сверхязыка.
Здесь мы увидим, что даже при переходе от очевидного и наглядного к таинственному и запредельному пиэрика сохраняет для восходящего волшебную Лестницу в Небо - удобную последовательность движения от простого к сложному...
Важнейшая особенность пиэрики заключена в том, что в этом удивительном языке выделены ключевые аспекты Вселенной, и эти аспекты связаны со строго определенными звуками и буквами.
Пиэрика выделяет семь таких ключевых аспектов. Соответственно, буквы ее алфавита также делятся на семь групп.
К примеру, буква "N" относится к группе "Пространство".
И из N, как из семени вырастают важнейшие понятия этой группы, такие как:
en, in (эн, ин) - внутри
on (он) - на
an (ан) - над, вне
un, unter (ун, унтер) - под
nom (ном) - область, пространство, сфера
Буква "R" относится к группе "Время". Из этой буквы-семени вырастают:
ora (ора) - час
miera (мьера) - сутки, день
jara (яра) - год
era (эра) - эра
oris (орис) - время
Теперь познакомимся с самими группами.
Они включают в себя три парные группы (группа с нечетным номерами + группа с четным), и одну самостоятельную (нулевую) группу.
Графически это можно представить как три пересекающиеся оси координат. Точка их пересечения и будет Нулевой Группой, а каждая пара групп расположится на одной из осей.
Перечислим их в обратном порядке (от конца к началу):
Третья Ось: Пространство - Время (6-я и 5-я группы)
Вторая Ось: Материя - Энергия (4-я и 3-я группы)
Первая Ось: Части и Целое (2-я и 1-я группы)
Нулевая (Центральная) Группа: Самость
Чем меньше номер группы, тем труднее она для понимания механистически ориентированным человеком. Чем дальше мы продвигаемся от Шестерки к Нулю, тем в более таинственную зону вступаем. Но у нас есть Путеводная Нить - Сверхязык пиэрика, и она способна привести в самый Центр Лабиринта - Точку Пересечения Координат.
Пространство, Форма, наиболее наглядны, наиболее легки для восприятия - с них мы и начнем...
Часть 1. Пространство и Время
1. Третья Ось. Пространство-Время
Пространство и Время тесно взаимосвязаны. Физики говорят о едином "пространственно временном континууме", и строят различные его модели.
Но за сложными терминами и моделями порой теряются простые, но базовые истины. Что есть Время? Что есть Пространство? Как мы их воспринимаем, и как в них ориентируемся?
Мы ориентируемся во Времени благодаря меняющимся объектам, а в пространстве - благодаря неподвижным. Время - это изменения, перемены, а Пространство - это неподвижность, статика.
Там, где ничего не меняется ход времени определить проблематично. Там, где все движется, понятия верха и низа, правого и левого теряют свой смысл.
Освальд Шпенглер в "Закате Европы" характеризует Время, как "Становящееся", а Пространство, как "Ставшее".
2. Почему R и N?
Звук "р" - самый мощный, самый горячий из звуков. Он присутствует в Рычании огромного хищника, в Раскатах гРома, в гРохоте мотора.
"Р" проникает через объекты, заставляя их дрожать, вибрировать. Он может даже разрушить их одной лишь силой вибрации, силой звука.
"Р" совсем не случайно присутствует в предлогах, обозначающих "чеРез", "пеРе", (паРа, тРанс). "Р" и есть вибрация тРансформации, пРеодоления, вибрация пеРемен...
"Н" - звук холодный и статичный. Для его произнесения язык становится веритикально, упираясь в небо, и закрывая выход воздуха изо рта. Так создается "стоячий столб звука", уходящий вверх через нос.
Звук "Р" - это мощный поток, направленный вовне, звук "Н" - это прочная колонна, замкнутая сама на себя...
3. Шестая Группа. Пространство.
Буква: N
Название на пиэрике:
EN NOM, ON NEZIS (эн ном, он нэзис) - в области, на острове
Основные понятия:
nom (ном) - область, пространство, сфера
В русском языке это слово входит в термин "автономия" (самоуправляемая область). Как и русское "область", используется и в более широком смысле ("область литературы", к примеру). В таком качестве присутствует в термине "астрономия" (область звезд).
nezis (незис) - остров
Входит в известные географические названия (Индонезия, Микронезия).
en, in (эн, ин, ын) - внутри
on (он) - на
Из трех версий - эн, ин, ын - самой архаичной является "ын", сохранившаяся в румынском.
"Ы" - очень глубокий, утробный, архаичный звук, и он до сих пор играет в важную роль в молдавском и румынском языках.
Другой язык Северного Причерноморья - украинский - также хорошо сохранил нехарактерное для современных, рафинированных языков "Ы".
Это ярко проявляется в известном анекдоте, где два украинца обсуждают разницу между украинским "пывом"и русским "пииивом".
"Э" в молдавском и румынском также имеет свою специфику.
В отличие, к примеру, от русского "открытого э", произносимого поверхностно, с открытым ртом в них звучит "закрытое э", очень близкое к глубинному, утробному "ы".
В то же время. "О" - звук, рождающийся на крайней поверхности, на губах.
Сохранилось в древнегреческом. В русском основа "ан" перевернулась в "над". Присутствует в "анабазис" (восхождение).
un, unter (ун, унтер) - под
"Унтер" сохранилось в немецком. Англичане, изобретатели двоемыслия, пишут "ундер", читают "андэ".
endos (эндос) - внутренний
Сохранилось в древнегреческом, присутствует в "эндоскопия", "эндокринные железы".
anty (анти) - напротив, против
Сохранилось везде, особенно, в слове "антиглобализм".
Из "ан" - "над" выросло и название того, что в пространстве находится над всем остальным:
Ano (ано) - Небо
Это слово сохранилось в ряде древнейших ближневосточных языков.
В наше время широкую известность в узких конспирологических и эзотерических кругах получило древнее ближневосточное словосочетание "анунаки". "Ану Наки" - Небесные Владыки, речь о которых еще пойдет у нас впереди...
Часть 2. Мастер Время
1. Пятая группа. Время
Буква: R
Название на пиэрике:
ROTA T"JARA, RIO T"ORIS (рота т"яра, рио т"орис) - Колесо Года, Поток Времени
Основные понятия:
oris, oria (оис, ория) - время
Сохранилось в древнегреческом.
ora (ора) - час
Сохранилось в румынском.
miera (мьера) - сутки, день
Сохранилось в древнегреческом в форме "эмера".
jara (яра) - год
Сохранилось в древнерусском, в русском присутствует однокоренное прилагательное "яровая" (пшеница), в английском приняло форму "year".
era (эра) - эра
Вошло во многие языки.
2. "Хронос" и "Кайрос"
В балканском праязыке четко различались два различных временных потока - "хронос" и "кайрос".
"Хронос" часто переводят с древнегреческого как просто "время". Но "хроническое время", как и "хронические болезни" - это нечто затяжное, повторяющиеся из цикла в цикл.
"Кайрос" часто переводят с древнегреческого как просто "мгновение".
Но мгновение совсем не просто - оно наиболее своенравно, СВОЕВОЛЬНО. Один миг может перевернуть создаваемое веками, изменить судьбы людей и целых народов.
Именно кайрос-миг считался на Балканах носителем чудесного творческого потенциала. Именно неуловимый кайрос-миг мог начать новую линию развития, уводящую прочь от прежних траекторий.
Хронос можно соотнести с движением по кругу, кайрос - с движением по прямой.
И, как спираль - это синтез прямой и круга, так и время-орис - это синтез циклического хроноса и творческого кайроса.
3. Вращение и Поток
Поскольку время - это изменения, движение, то триаде времени "хронос, кайрос, орис" соответствует триада движения "рота, рио, рейд".
rota, rotacia (рота, ротация) - колесо, вращение
rio, riu, ria (рио, рыу, рия) - поток, река
Как "рио" сохранилось в испанском, как "рыу" - в румынском, в русском принло форму "река".
rejd (рейд) - движение
Вошло во многие языки. Скандинавская руна, соответствующая латинской R, называется "рейд".
Рота-колесо тесно связана со временем-хроносом. Это наглядно проявляется в известной с древнейших времен календарной модели ROTA T"JARA - КОЛЕСО ГОДА - цикл повторяющихся сезонных перемен.
Кайрос же приводит в движение мощные потоки (рио), меняющие ход истории.
И рейд - это движение в целом, как и орис - это время в целом.
4. Искусство. Ремесло, Работа
Верша изменения, как циклические, так и необратимые, разрывающие привычные циклы, Время выступает как Великий Мастер. И человек, стремящийся к мастерству, может многому научиться у него.
Мир развивается благодаря Времени, и человек, подобно Времени, может совершенствовать свою среду.
Изменения - это работа. А работа имеет две составляющие - ремесло и искусство. Ремесло, как владение уже существующими навыками работы, искусство, как способность к творчеству, к созданию нового.
Не трудно увидеть глубокую связь между ремеслом и хроносом, и между искусством и кайросом.
В силу этой связи понятия искусства, ремесла, работы также "вырастают" в пиэрике из буквы-семени R.
artia, arta, ars (артия, арта, арс) - искусство
Во многих языках понятие искусство образуется от основы "ар".
urgia (ургия) - ремесло
Сохранилось в древнегреческом. Присутствует в "металлургия", "демиург".
ergia, ergon (эргия, эргон) - работа
Сохранилось в древнегреческом, присутствует в "энергия", "эргономика".
5. Три Триады
Итак, категория "Время, Движение, Перемены" в пиэрике маркируется буквой R. И из этой буквы-семени вырастают три взаимосвязанные триады.
Триада Времени: Хронос, Кайрос, Орис.
Триада Движения: Рота, Рио, Рейд.
Триада Работы: Ургия, Артия, Эргия...
6. Владычицы Времени
Концепция "Трех Триад" в мифологии Древней Альбы воплотилась также в образе Трех Сестер, Владычиц Времени и Судьбы. Следы преданий о трех "Орси-Тарах" (Владычицах Времени) присутствуют во многих мифологиях Европы.
Весьма близки друг другу три норны из скандинавской мифологии, три парки древних римлян, три мойры древних греков. А также болгарские сестры-орисницы, и сестры-урситоары из румынской и молдавской мифологии.
При этом, именно в балканской мифологии - болгарской, молдавской, румынской - сохранились наиболее архаичные и целостные образы трех Владычиц Времени "Орси Тар". В том числе, и сама основа "орис" (время") из пиэрики.
Кстати, по правилам болгарского языка "о" в открытом слоге читается как "у". Соответственно, "орисницы" на болгарском звучат как "урисницы", что еще больше сближает их с "урситоарами".
Очень выразительны имена румынских урситоар. Младших зовут Соарта (Судьба) и Моартя (Смерть), старшую - просто Урситоара.
Моартя, мера-смерть - это и есть неумолимый хронос, пожирающий своих детей, неустанно тикающий рок-срок.
Соартя - Судьба не случайно созвучна румынскому "Соаре" (Солнце). Судьба - Предназначение - Дар - это некая солнечная, творческая струна, дремлющая в каждом из нас. Ее пробуждение приводит в действие силу времени-кайроса, способную изменить привычные законы и мерки.
И Урситоара, Время-Орис, смотрит с Небес на танец-противоборство Судьбы и Смерти, запечатлевая для Вечности его магические узоры...
При всех различиях, все упомянутые выше мифоперсонажи - уРситоары, оРисницы, мойРы, паРки, ноРны - сохранили метку балканского праязыка - звук R - вибрацию Движения и Времени...
Часть 3. Ось "Энергия - Материя"
1. Язык и Космос
Функция языка - быть эффективной моделью мира, его удобным для использования отражением. Структура языка и структура Космоса тесно взаимосвязаны.
Пространство, Время, Энергия и Материя отчетливо выражены в Частях Речи.
Из Пространства (Формы) рождаются Имена Существительные; слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?" - гора, дерево, человек, камень...
Из Времени (Действия) рождаются Глаголы; слова, отвечающие на вопросы "что делает?", "что сделал?" - пишет, поет, приплыл, улетел...
Полярность Пространства-Времени - это противоположность Ставшего (устойчивых форм) и Становящегося (продолжающихся процессов).
Полярность Энергия-Материя - это противоположность Качества и Количества...
Энергия-Качество тесно связана с нашим внутренним состоянием. Мы полны сил, когда нам ХОРОШО, и силы покидают нас, когда нам ПЛОХО.
Из Энергии (Качества) рождаются Имена Прилагательные; слова, отвечающие на вопросы "какой?", "как?" - счастливый, несчастный, радостный, грустный, хорошо, плохо, больно, здорово...
Царство Материи, как точно отметил традиционалист Рене Генон - это Царство Количества.
При одних и тех же физических условиях все атомы водорода будут вести себя совершенно одинаково. Именно эта ОДИНАКОВОСТЬ и создает предпосылку для счета . Идеальные ЕДИНИЦЫ счета абсолютно ничем не отличаются друг от друга.
Из Материи (Количества) рождаются Имена Числительные; слова, отвечающие на вопросы "сколько?", "который?" - восемь, девять, первый, второй...
2. Асимметрия Полюсов
Пространство - Время - асимметричная пара. Время неизмеримо богаче Пространства. Время содержит в себе в свернутом виде множество версий Пространств.
Качество (Энергия) и Количество (Материя) - также асимметричная пара. Качество неизмеримо богаче Количества.
Механистически ориентированные люди часто стремятся приравнять Качество к Количеству. Разумеется, чисто формально можно приравнять "отлично" к "пятерке", "удовлетворительно" к "тройке", "не удовлетворительно" к "двойке".
Но получение "удовлетворительно" и "неуда" не превратит человека в отличника. А между тем, 3 + 2 = 5...
Механистический ум стремится все "оцифровать", "формализовать", оценить стоимость. Но на продажу выставляются телефоны и унитазы, счастье в каталогах шоппинга отсутствует, и назвать его точную стоимость невозможно.
В том, что действительно нас вдохновляет и наполняет силой всегда присутствует Неизвестное, Тайна, аромат свежести и новизны.
Некая песня, книга или фильм способны порой вдруг мощно вытащить нас из унылой монотонности будней.
Но чем чаще мы возвращаемся к этому новому Источнику Силы, чем лучше его узнаем, тем больше в нем доля Известного и Предсказуемого. Мы сами перетаскиваем этот Волшебный Источник из Царства Качества в Царство Количества, и сами же огорчаемся, что Родник Вдохновения пересох...
Но то, что содержит в себе Великую Тайну, чьи корни неизмеримо глубоко уходят в Реальность Энергии, Реальность Силы, поражает и спустя годы, становится шедевром, живущим в веках...
Часть 4. Матрица Материи
1. Четвертая Группа. Материя
Буква: M
Название на пиэрике:
GOMO MONO, MENA MINA (гомо моно, мена мина) - стандартная единица, обменная монета (единица счета и единица стоимости)
Основные понятия:
Прежде всего, назовем слова, образованные от основ om, mo
mono (моно) - единица, единственно, только
Сохранилось в древнегреческом, присутствует в "монотеизм", "моногамия", "монотонность" и многих других словах.
gomo (гомо) - такой же, подобный
Сохранилось в древнегреческом, входит в слова "гомогенный", "гомосексуалист", "гомеостаз".
Последний термин имеет отношение к одному из важнейших аспектов повторяемости. "Гомеостаз" - это способность сохранять свое состояние и свойства, то есть, повторять самого себя во времени. Это свойство ярко выражено у живых тел, поддерживающих внутренний гомеостаз даже при резких колебаниях внешней среды.
soma (сома) - тело
Сохранилось в древнегреческом, используется в медицинской и психологической литературе.
Помимо абстрактной единицы счета в Балкано-Причерноморском регионе с древнейших времен была известна единица веса и стоимости - "мина".
От мины произошло не только понятие "деньги", но и сами слова - международное "монета", английское "мани", русские "мена", "обмен"...
mina (мина) - мера веса; монета
minej (миней) - мины, монеты (мн. число от "мина"); деньги
2. Много и Мало
Наличие стандартных единиц измерения дает основу для количественных сравнений.