Аннотация: "...Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя. Там стали жить боги со всем своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе..."
Алекс Грин
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЬФОВ
ОЧЕРК 5. ВЕЛИКАЯ АЛЬБА
Часть 1. Альбийский Пласт
Давно увлекшись эльфийской темой, я много лет назад вышел на ряд источников, позволяющих взглянуть на эльфов с весьма неожиданной стороны.
Хотя, при всей неожиданности существование этих источников вполне закономерно. Во всяком случае, если верны постулаты:
- народ эльфов существовал реально, прежде, чем отразился в кельтских и скандинавских мифологиях, и в базирующемся на них толкиновском "Властелине Колец"
- соответственно, на сведения об эльфах можно выйти и через иные источники, причем, не только мифологические, но и исторические
Постепенно, в ходе многолетнего исследования передо мной открывался огромный и почти неизвестный широким кругам современных эльфистов "Альбийский Пласт". Сегодня я могу уверенно сказать:
- В эльфийской теме помимо кельтского (эльвы) и германо-скандинавского (альвы) существует еще один чрезвычайно богатый пласт - балкано-причерноморские "альбии", альбены
- при этом, наряду с общими для других мифологий элементами Альбийский Пласт содержит ряд уникальных и важных сведений об эльфах, которые в других источниках отсутствуют
Об этой уникальности я говорю отнюдь не для "красного словца". Речь действительно идет о целом комплексе уникальных черт Альбийского Пласта. Остановимся на самых важных из них.
1. Тесная связь мифологии и истории
Систематическое сопоставление преданий об альбиях, наиболее полно сохранившихся в румынской мифологии, и исторических и археологических данных по Балкано-Причерноморскому региону позволяет с достаточно уверенностью отождествить мифологических альбий с представителями древнейшей цивилизации Европы, называвшимися альбанами (альбами, альбенами, пеласгами, эленами).
Подчеркну еще раз: Страна Альбий - Альба, Албания - действительно существовала! Она хорошо известна археологам как балканская "культура Винча" и родственный ей Чатал-Гуюк на Западе Малой Азии.
"...Эти культуры, согласно данным последних исследований археологов, физиков и генетиков были древнейшими из известных современной науке.
На первых этапах догма приоритета цивилизаций Ближнего Востока считалась непререкаемой. Все находки, свидетельствующие о высоком уровне "культуры Винча" (такое название получила у археологов древнейшая культура Юго-Восточной Европы) объяснялись заимствованиями и влиянием более древних ближневосточных очагов цивилизации. Исходя из этого определяли и их приблизительную дату создания. Во многом, достаточно произвольную.
Но применение новых методов датировок с испоьзованием последних достижений в физике и геологии обнаружило странную тенденцию: образцы культуры Винча значительно постарели, тогда как целый ряд ближневосточных находок основательно помолодел.
А находящийся на Западе Малой Азии Чатал-Гуюк, тесно связанный с балканской культурой Винча и вовсе оказался древнейшим в мире городом..."
(Алекс Грин, "Тайны Титанов", очерк 3, "ТТ"-3)
То есть альбены, элены, эльфы предшествовали прочим цивилизациям Земли.
2. Принципиально иной уклад цивилизации
"...Эта неправильность проявляется уже при первом знакомстве с поселениями культуры Винча. Несмотря на их высокий материальный уровень эти поселения не запирались крепостными стенами, даже заборы внутри поселений чаще всего отсутствовали.
И эта ситуация сохранялась веками. А как же воры, грабители, завоеватели, в конце концов?.."
(Алекс Грин, "Тайны Титанов", очерк 3,"ТТ"-3)
"Мы традиционно представляем себе древних европейцев как варварские
племена, которые, настойчиво продвигаясь на юг, превзошли своей жестокостью
даже римлян, разорив в конце концов Рим. Поэтому столь неожиданны и
удивительны оказались добытые ' лопатой археолога доказательства того, что
древнеевропейское общество имело по существу мирный характер.
"Древние европейцы никогда не пытались жить в неудобных местах, на крутых возвышенностях, как что делали позднее индоевропейцы, которые сооружали на
холмах неприступные крепости,- пишет Гимбутас.- Древние европейцы
предпочитали красивые места, с хорошей водой и почвой, с доступными
пастбищами. Типичное отсутствие сильных крепостей и колющего оружия говорит о мирном характере большинства этих творческих народов".
(Риан Айслер "Чаша и Клинок") "Древние европейцы никогда не пытались жить в неудобных местах, на крутых возвышенностях, как что делали позднее индоевропейцы, которые сооружали на
холмах неприступные крепости,- пишет Гимбутас.- Древние европейцы
предпочитали красивые места, с хорошей водой и почвой, с доступными
пастбищами. Типичное отсутствие сильных крепостей и колющего оружия говорит о мирном характере большинства этих творческих народов".
(Риан Айслер "Чаша и Клинок")
"В Цивилизации Великой Богини не было также и вопиющего социального неравенства. Это хорошо видно на примере ее древнейшего города - Чатал-Гуюка. Несмотря на более чем высокий материальный уровень его жителей, которым хорошо известны были даже ювелирные украшения и косметика, в городе нет ни дворцов, ни лачуг"
("ТТ"-3)
"... Раскопки Чатал-Хююка, где археологи поставили своей задачей
систематическую реконструкцию жизни города, позволили Меллаарту сделать
вывод о том, что хотя различные размеры зданий, атрибуты захоронений
предполагают некоторое социальное неравенство, "оно никогда не было
вопиющим". Дома по большей части имеют стандартную квадратную планировку и занимают площадь около 25 кв. м. Даже святилище в плане почти не отличаются
от жилищ, не превосходя их и по размерам. Они в большом количестве
разбросаны среди домов - еще одно свидетельство того, что общественное
устройство, религия основывались на принципах общинности, а не
централизации, иерархии.
К тем же выводам приводит анализ Чатал-хююкских погребальных обрядов. В
отличие от более поздних могил индоевропейских вождей, ясно
свидетельствующих о пирамидальной общественной структуре, на вершине которой стоял грозный правитель, захоронения Чатал-Хююка не указывают на разительное общественное неравенство..."
(Риан Айслер "Чаша и Клинок")
"Такое же общественное устройство характерно было и для пеласгов Балкан. Общины, не знавшие ни сверхбогатых, ни сверхбедных.
Причем, это социальное равенство не приводило к техническому застою. А интенсивная техническая деятельность не сопровождалась экологическими катастрофами".
("ТТ"-3)
3. Тысячелетия стабильности
Археологические данные говорят о, как минимум, 5 тысячелетиях стабильного существования культуры Винча.
Ни одна из последующих ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ цивилизаций и близко не подходила к подобным срокам. Поселения последующих эпох, невзирая на возникновение укрепленных стен несут на себе следы многократных разрушений и разграблений.
4. Археофутуризм
Еще одна уникальность Цивилизации альбенов-пеласгов - жизнь в гармонии с Природой.
Современному Человечеству доступны только две страгетии: или тотальное разрушение Природы, или не менее убогое "назад к Природе".
Но альбены умели сочетать глубокое понимание Природы и технический прогресс. Именно здесь в Древнем Балкано-Причерноморском регионе появились первые очаги металлургии и первая письменность. Здесь же произошло становление земледелии и скотоводства, были приручены, а затем и оседланы лошади.
Их наследие может оказать неоценимую помощь возрождающимся эльфам новой эпохи. Ибо им известен был секрет качества, которое я называю АРХЕОФУТУРИЗМ.
Археофутуризм - это умение сочетать любовь к традициям и прошлому, и устремленность в будущее, гармонию с природой и пытливый, творческий изобретательный ум, мудрость веков и вечно юный задор в глазах...
Часть 2. Исторические эльфы
1. Критерии поиска
Итак, поставим вопрос ребром: имеются ли действительно серьезные доказательства исторического существования эльфов?
В поисках ответа на этот вопрос избыточный информационный шум приносит еще больше вреда, чем отсутствие информации. Поэтому, оставим в покое обрывочные поп-эзотерические фантазии и сенсации желтой прессы.
Сосредоточимся исключительно на СИСТЕМНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ - доказательствах, которые подтверждаются комплексом данных из ряда независимых источников.
Существуют ли такие системные доказательства существования Цивилизации Эльфов?
После многих лет исследований могу сказать твердо - такие доказательства существуют.
2. Парадоксы истории
Удивительные вещи происходят сегодня в исторической науке!
В наше время она получила в свое распоряжение такие инструменты, о которых ее отцы-основатели могли только мечтать. Совместными усилиями археологов, физиков, генетиков, геологов, палеоклиматологов, и представителей ряда других наук накоплена богатейшая масса данных.
Эти данные позволяют внести ясность если не во всю Историю Человечества, то, по крайней мере, в ее важнейший отрезок от 10 тысячелетия до н. э. и до наших дней.
Но, странное дело, историческая наука не рада этому массиву данных! Настолько не рада, что иногда закрадывается сомнение - а наука ли вообще история?!
История и тесно связная с ней историческая лингвистика продолжают оперировать терминами, бессмысленность использования которых была очевидна уже десятки лет назад.
Индоевропейцы, индоевропейские языки, протоиндоевропейцы, индоиранцы, индоарии, вестготы, остготы - это названия не только не отражают сути, но и уводят прочь от нее.
Конечно, нельзя мазать всех историков одной краской. Н о отчего-то, именно те из них, кто наиболее последовательно занимается систематизацией накопленного массива, оказываются в своей среде на положении белых ворон...
3. Парадоксы эльфистики
В той полунауке, какой является история сегодня, действительно нет места для Цивилизации Эльфов.
Но чем больше история преобразовывается в науку, находящуюся не в противоречии с другими науками - физикой, генетикой, геологией и т. д. - тем отчетливее проступают в ней черты Албании-Альбы. Цивилизации, стоящей у истоков прочих цивилизаций Земли, и, в то же время, радикально отличной от всех последующих цивилизаций Человечества.
Поэтому сегодняшним эльфистам и эльфам, которым интересны исторические эльфы далекого прошлого, стоит не игнорировать историческую науку, а добиваться того, чтобы она соответствовала своему названию - и была бы не собранием обветшалых догм, а наукой в полном смысле этого слова....
4. Библиотека Эльфиста (БЭ)
Теперь хотелось бы перейти к списку настольных книг - "Библиотеке Эльфиста". Это книги, которые должны попросту стать настольными для тех, кто интересуется историческими альбами - альбенами - эльфами.
В этот список включены только книги, которые можно назвать ключевыми, этапными. Книги, созданные в результате системного осмысления и синтеза огромного массива данных.
И, в то же время, ни одна их этих книг не является ни окончательным ответом, ни истиной в последней инстанции.
В этой связи - и "Властелин Колец" - этапная книга и результат системного осмысления и синтеза ряда европейских мифологий. И, в то же время, не окончательный ответ, и не истина в последней инстанции.
Всем книгам в списке БЭ удалось добыть вытяжку сути - эссенцию.
Но суть сути - квинтэссенция - еще не добыта. Добыча квинтэссенции - дело будущего. Дело кого-то из читателей "Библиотеки Эльфиста"....
5. Эльфистика: Склад. Свалка, или Система?
Накопление фактов и версий в какой-либо сфере исследований - процесс, на первых порах, благотворный. Но когда количество накопленного достигает некоей критической массы противоречивые версии и разрозненные факты могут превратиться в информационный шум.
У склада фактов и версий после определенного этапа есть только два пути.
Либо стать непроходимой свалкой, в которую до "кучи" можно и дальше вбрасывать любой информационный мусор.
Либо стать Системой Знаний, с надежными ориентирами, помогающими отделять факты от вымыслов, и главное от второстепенного.
Вопросы эльфийской, и, шире "дочеловеческой", "доисторической" истории довольно активно обсуждаются в эльфийском сообществе.
Свежие примеры - совсем недавние обсуждения.
У noldo-ecthelion в "Письме 211" http://noldo-ecthelion.livejournal.com/34788.html обсуждается вопрос о соотношениях между толкиеновской Ардой и планетой Земля.
У thinkers-2 здесь http://thinkers-2.livejournal.com/50891.html и здесь http://thinkers-2.livejournal.com/51161.html идет разговор о интереснейших объектах древности - нурагах острова Сардиния.
Эти обсуждения еще раз показывают, что Склад Эльфистики более, чем заполнен. Приходит время определяться - что предпочтительнее - склад обрывочных сведений или целостная система знаний?!
6. Три версии
В вопрос существования эльфов можно выделить три основные версии:
- Эльфы не существовали в реальности. Это только вымысел, сначала мифологический, затем литературный.
- Эльфы существовали (существуют), но не в нашей реальности, а в некоем параллельном мире.
- Эльфы, как особый этнос (вид, раса, цивилизация) в действительности существовали в глубокой древности на Земле. Если эта версия верна, то в ее контексте вполне вероятным представляется и наличие потомков древних эльфов в наши дни.
Нетрудно сообразить (хотя, кому-то тяжело и это), что наличие даже минимальных доказательств третьей версии делает неактуальными первые две.
Что касается зоны поисков земных "исторических эльфов" - она может быть очерчена достаточно точно в пространстве и во времени...
7. Зоны поиска
Культурных пластов, в которых остались отчетливые следы эльфов не так уж много.
В европейской мифологии в этом плане представляют интерес кельтский и германо-скандинавский пласты.
В современной эльфийской субкультуре велико значение "толкиеновского пласта". Но, с точки зрения поиска исторических эльфов, - это вторичная надстройка, базирующаяся на кельтском и германо-скандинавском пластах.
Мои исследования эльфийской темы привели (что поначалу было неожиданностью и для меня самого!) к обнаружению обширного и интереснейшего "балканского пласта" альб-эльбов-эльвов. Долгое время мне приходилось заниматься балканским пластом в одиночестве. Тем не менее, на сегодня я располагаю серьезнейшими аргументами в пользу исторического существования цивилизации альб-эльвов на Балканах и в Древнем Причерноморье.
Есть также "ливийский пласт".
Северное побережье Африки называли в глубокой древности "Ливия", что переводилось как "белая". Ее жители резко отличались от африканцев из глубины континента белым цветом кожи.
Это были те же альбы-эльбы-эльвы-белые. Само название "Ливия" - это калька Альбании-Альбы. И исторические свидетельства освоения альбами-эльвами-пеласгами Средиземноморья (находящие подтверждение и в мифологических сюжетах) говорят о движении с Северо-Востока Средиземноморья к его Юго-Западу.
Соответственно - ливийский пласт - более поздний, и является продолжением балкано-малоазийского.
Итак, у нас есть, как минимум, пять пластов:
- кельтский
- германо-скандинавский
- толкиеновский
- ливийский
- балкано-малоазийский
Важно подчеркнуть - вторичный, более поздний - вовсе не означает менее интересный или менее информативный!
К примеру, часть представителей "ливийского пласта" - народ "гуанчи" - сохранился в изоляции на Канарских островах вплоть до начала эпохи "великих географических Открытий". И история гуанчей содержит массу интереснейшей информации - о чем мы поговорим отдельно позже.
Но также важно и восстановить хронологию развития и заката Цивилизации Альб-Эльфов. Даже те пласты, которые фигурируют у нас как первичные, вряд ли появились независимо и параллельно.
Ведь и грибы после дождя не появляются сами по себе. Где же была самая первая эльфийская грибница?
Материалы "Библиотеки Эльфиста" позволяют ответить на этот вопрос, и дать достаточно четкую хронологию альбийско-эльфийской цивилизации...
Часть 3. Библиотека Эльфиста (БЭ)
1. Риан Айслер "Чаша и Клинок"
В ходе археологических раскопок на Балканах и в Древнем Причерноморье, в 50-х годах 20 столетия был совершен целый комплекс археологических открытий.
Археолог Калифорнийского университета Мария Гимбутас большую часть своей жизни посвятила изучению и систематизации того потрясающего мира, который открылся в результате этих раскопок.
Книга Риан Айслер "Чаша и Клинок" (ЧиК) также описывает этот мир. Естественно, что она начинается со ссылок на Марию Гимбутас.
"... Существенная часть наиболее достоверных свидетельств о жизни в доселе неизвестные тысячелетия пришла к нам из совершенно неожиданного источника. В соответствии с общепринятой теорией, объявлявшей колыбелью цивилизации так
называемый Плодородный Полумесяц (равнины, протянувшиеся от Персии до
Сирии), Древняя Европа долгое время считалась лишь культурным болотом, в
котором, расцвели ненадолго минойская и греческая цивилизации, да и то лишь
под влиянием Востока. Сейчас, однако, проявляется совершенно иная картина.
"Мы вводим новое определение "цивилизация Древней Европы" для
обозначения совокупности свойств и достижений различных культурных групп
юго-восточной Европы в период неолита-энеолита", - пишет археолог
Калифорнийского университета Мария Гимбутас в своей книге "Богини и боги
Древней Европы".
В этой поистине революционной работе автор систематизирует
и анализирует сотни археологических находок, сделанных на территории от
Эгейского и Адриатического морей (включая острова), до Чехословакии, Польши
и Западной Украины..."
В "Тайнах Титанов" я в связи с этим писал:
"...Выводы Марии Гимбутас и Риан Айслер сделаны на основании огромного количества материалов. Эти материалы накапливались и изучались археологами на протяжении многих лет. Но чем лучше их изучали, тем меньше предпочитали говорить.
На первых этапах догма приоритета цивилизаций Ближнего Востока считалась непререкаемой. Все находки, свидетельствующие о высоком уровне "культуры Винча" (такое название получила у археологов древнейшая культура Юго-Восточной Европы) объяснялись заимствованиями и влиянием более древних ближневосточных очагов цивилизации. Исходя из этого определяли и их приблизительную дату создания. Во многом, достаточно произвольную.
Но применение новых методов датировок с использованием последних достижений в физике и геологии обнаружило странную тенденцию: образцы культуры Винча значительно постарели, тогда как целый ряд ближневосточных находок основательно помолодел.
А находящийся на Западе Малой Азии Чатал-Гуюк, тесно связанный с балканской культурой Винча и вовсе оказался древнейшим в мире городом.
Возможно, если бы все сводилось только к датам, ситуацию бы отрегулировали достаточно быстро. Ну, вписали бы перед Древним Египтом и шумерами древнейшие цивилизации Малой Азии и Балкан - и дело с концом!
Древней цивилизацией больше, древней цивилизацией меньше - кому какая сегодня разница?!
Проблема, однако, заключалась в том, что в Малой и Азии и на Балканах археологи столкнулись с жутко НЕПРАВИЛЬНОЙ цивилизацией..."
Стремление к гармонии пронизывало цивилизацию древних альбов-альбенов-пеласгов на всех уровнях. На политическом - альбы не вели завоевательных войн, социальном - при хорошем среднем уровне достатка их обществу неведомо было расслоение на горстку богачей и массу бедняков, семейном - это было общество партнерских отношений женщин и мужчин без ярко выраженного доминирования одного из полов.
"Чашу и Клинок" часто сопоставляют с культовой "Таис Афинской" Ивана Ефремова. Действительно, у этих двух книг много общего, и обе они стоят особняком в огромной массе "как бы исторической" литературы.
Не со всеми выводами ЧиК можно согласиться. Стимулировав интерес к культурам Балкан и Малой Азии, Гимбутас и Айслер способствовали более интенсивным археологическим исследованиям этих регионов. И благодаря новым данным, полученным уже после выхода "Чаши и Клинка", картина жизни Древних Балкан и Малой Азии стала значительно более полной. И она позволяет внести коррективы в некоторые выводы авторов-первопроходцев.
Но наиболее интересный для исследователя темы исторических эльфов вывод остался неизменным и получает все новые аргументы: У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ НАХОДИТСЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ С ПРИНЦИПИАЛЬНО ОТЛИЧНОЙ ОТ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ.
Цивилизация, для которой приоритетными были гармония, творчество и красота, а не культ стяжательства и захватнических войн...
С текстом сокращенного перевода "Чаши и Клинка" можно познакомиться здесь:
http://lib.ru/URIKOVA/AJSLER/klinok.txt
Желаю увлекательного чтения!
2. В. А. Сафронов "Индоевропейские прародины"
Об этой книге я уже писал в "Тайнах Титанов":
"...Взгляды Гимбутас сложились на основе анализа археологических раскопок на Балканах и в Древнем Причерноморье, где в 50-х годах 20 столетия был совершен целый комплекс археологических открытий.
Но с 50-х годов минувшего столетия прошло уже много времени. За это время накоплено было множество новых материалов. Они были не только накоплены, но и тщательно проанализированы с разных точек зрения.
В этой связи особенно выделяется без преувеличения титаническая работа В. А. Сафронова "Индоевропейские прародины":
http://www.uniros.ru/book/safronov/index.php
"Индоевропейские прародины" - результат многолетней систематизации колоссального материала накопленного археологами, историками, лингвистами и этнографами, климатологами, геологами, биологами и представителями ряда других наук..."
Книга В. А Сафронова существенно дополняет, а в чем-то и корректирует работы Айслер и Гимбутас. При этом, "Индоевропейские прародины" - отнюдь не беллетристика и не легкое чтение. Это научная работа, изобилующая специальными терминами.
Очень информативно заключение "Индоевропейских прародин":
"...В решении проблемы индоевропейской прародины, волнующей на протяжении двух веков ученых многих профессий и разных стран мира, справедливо видят истоки истории и духовной культуры народов большей части Европы, Австралии, Америки.
Наше исследование и имело своей целью воссоздать археологическую историю индоевропейцев от выделения индоевропейского праязыка из бореального (VIII тыс. до н. э.) и до образования первых индоевропейских государств (сер. III и III/II тыс. до н. э.).
И вот 40 веков праиндоевропейской истории становятся почти реальностью. Явственно выступило, что в древнейший период своей истории праиндоевропейцы стояли у порога цивилизации на малоазийской прародине, что выразилось в освоении производящей экономики, одомашнивании животных, чудесах строительной техники для своего времени, существовании мировоззренческой системы, оформленной в сложных ритуалах и культах. В сфере культа, вероятно, появляются зачатки письменности.
На Балканах мы видим зарождение древнейшей мировой цивилизации. Оставляя в стороне терминологические споры, называть ли такую форму существования праиндоевропейского общества цивилизацией или протоцивилизацией, мы обязаны констатировать, что это высочайшая культура того времени (V-IV тыс. до н. э.), давшая миру первую письменность, города, ремесло, высокопроизводительный экономический уклад, металлургию, религию, что позволило сохраниться почти в неизменном виде этой праиндоевропейской цивилизации почти 2000 лет.
Позднеиндоевропейская культура, зародившаяся в Западной Словакии, продолжила все традиции праиндоевропейцев среднеиндоевро-пейского периода - цивилизации Винча, распространила их от Скандинавии до Дуная, от Рейна до Прикарпатья. Особое значение этого периода в развитии культуры праиндоевропейцев заключается в культурном освоении огромных территорий и передачи своих достижений в инокультурную среду.
Неожиданным оказался итог раздумий о вкладе праиндоевропейцев в сокровищницу общечеловеческой мысли и культуры, тем более неожиданным, что отдельные выдающиеся достижения праиндоевропейской культуры известны еще с прошлого века.
Трудно выделить самое главное, но мы бы остановились на том, что как их потомки, индоевропейцы нового времени, открыли Новый Свет, так индоевропейцы Древнего Мира открыли человечеству знание о целостности земного дома, единстве нашей планеты. Начало этому было положено путешествиями праиндоевропейцев с юга на север Европы, затем восточноевропейскими и азиатскими миграциями индоевропейцев, когда впервые были преодолены огромные земные, пространства.
Эти открытия остались бы безымянными, если бы отголоски о великих странствованиях не удержались в индоевропейских литературах, Отделенных и от нас, и от этих событий тысячелетиями. В древнеиндийской литературе сохранились воспоминания о далеких героических путешествиях в северные пределы мира в виде причудливых отголосков о солнечном острове, где полгода длится день, и полгода - ночь, о молочном океане, который перемешивают боги. В "Младшей Эдде" сообщается, что Ассы - племя богов - пришли в Скандинавию из Малой Азии. Готы сохранили воспоминания о Британии, Азии, Подунавье. Индоевропейские скитания отразились в древнегреческих мифах и "Одиссее". "Историчность" этих воспоминаний о далеких передвижениях особо разительна при сравнении с древневосточной литературой, где отсутствует связь события с большими перемещениями, где пределами мира являются Египет, Месопотамия, Сирия, Палестина.
Индоевропейские путешествия стали возможными благодаря изобретению в своей среде праиндоевропейцами колесного транспорта (IV тыс. до н. э.).
Период общего развития индоевропейских народов - праиндоевропейский период - нашел отражение в удивительных схождениях великих литератур древности, как Авеста, Веды, Махабхарата, Рамаяна, Илиада, Одиссея, в эпосах скандинавов и германцев, осетин, легендах и сказках славянских народов. Эти отражения сложнейших мотивов и сюжетов общеиндоевропейской истории в древнейших литературах и фольклоре, разделенных между собой тысячелетиями, завораживают и ждут своего истолкования. Однако появление этой литературы только и стало возможным, благодаря созданию праиндоевропейцами метрики стиха и искусства поэтической речи, которая является древнейшей в мире и датируется не позже IV тыс. до н. э...
Создав свою систему знаний о мироздании, открывших человечеству дорогу к цивилизации, праиндоевропейцы стали творцами древнейшей мировой цивилизации, которая на 1000 лет древнее цивилизаций долины Нила и Междуречья. Наблюдается парадокс: лингвисты, воссоздав по данным лингвистики облик праиндоевропейской культуры, по всем признакам соответствующей цивилизации, и определив ее древнейшей в ряду известных цивилизаций (V-IV тыс. до н. э.), не смог-ли перейти рубикон сложившихся исторически стереотипов, что "свет всегда идет с Востока", и ограничились поисками эквивалента такой культуре в областях Древнего Востока (Гамкрелидзе, Иванов, 1984), оставляя в стороне Европу как "периферию ближневосточных цивилизаций"..."
На фоне потоков бреда, написанных на тему "индоевропейской прародины", работа В. А Сафронова выгодно отличается своей аргументированностью, и тщательным системно-аналитическим подходом.
Она надет надежную пространственно-временную систему координат на период от 9 до 2 тысячелетий до нашей эры. И эта система координат незаменима при рассмотрении любых событий этого периода.