Аннотация: "Женщина - не человек" - таковы название и основная идея третьего очерка книги "Цивилизация эльфов"
Алекс Грин
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЬФОВ
ОЧЕРК ТРЕТИЙ. ЖЕНЩИНА - НЕ ЧЕЛОВЕК
Часть 1. Переворот
1. Имена Бога
В английском, как и в целом ряде других языков, понятия мужчина и человек обозначаются одним словом...
Постулат "женщина - не человек" имеет очень древнее происхождение. Но на основании этого постулата можно построить две радикально различные концепции.
Первая концепция - "женщина - существо неполноценное" - была развита и внедрена в эпоху патриархата. Причем внедрение это сопровождалось столь мощным промыванием мозгов, что о существовании иного варианта попросту перестали вспоминать...
Главный мистический ритуал Древней Греции - Элевсинские мистерии - был посвящен богине Коре. Но "Кора" в переводе с древнегреческого означает просто "дева".
Только так ли это просто?
Боги на санскрите, очень близкому к русскому и украинскому языкам, именовались "девы" (дэвы). Отсюда и производное "дива" - в первоначальном значении - "богиня".
Производные мужского рода - дэв, Дзеус, Зеус, Зевс - появились позже. В том же ряду находятся и "тео", "дио", означающие "бог"...
2. Формирующие судьбу
Любителям фэнтези хорошо известно слово "фата". Одна только фата Моргана отметилась в десятках произведений этого жанра.
В "Бестиарии" Анджея Сапковского, в статье "феи" (fairies) говорится:
"Существа, заселяющие волшебную страну, faerie. Этимология слова: от латинского fatum (фатум), означающего то же, что и судьба, предназначение, предсказание, предначертание богов. В таком классическом понимании слова фатум, фтализм, фатальный удержались в подавляющем большинстве современных языков. В средневековой латыни слово "фатум" имело также свою глагольную форму. "Fatare" означало "чаровать", "околдовывать", "заклинать", "подчинять своей воле", "изменять и формировать чью-либо судьбу". Слово это и произведенные от него формы проникли вначале в порожденный напрямую средневековой латынью итальянский язык, в котором "fatare" значит "чаровать". Словами "una donna fatata" многие произведения классической итальянской литературы определяют заколдованную даму, высматривающую из оконца заколдованной башни либо с вершины стеклянной горы благородного избавителя.
Словом же "fata" итальянские рыцарские поэмы именовали волшебницу, то есть заклинающую особу, которая - как знать - возможно, и была виновницей ограничения личной свободы заточенной в башне красотки. Как "fatata", так и "fata" проникли в провансальский и кастильский (una fada), немецкий (die Fiene) и французский (feer, les dames faees) языки.
Во французском языке слово это метаморфизировалось дальше, и метаморфоза сия произошла в полном согласии с духом языка. Так же, как из глагола "мечтать" (rever) выводится "reverie" ("мечтание, иллюзия"), так и произведенный от fatum глагол "faer", "feere" (заколдовывать, зачаровывать) пополним существительным "faerie", "feerie".
В современном английском существительное "faerie" имеет три значения. Первое: иллюзия, чары, фантасмагория. Второе: название волшебной страны, заселенной заколдованными существами. Третье: название существ, заселяющих эту страну, - "faeries" либо "fairies".
Хотя здесь явно (в толкиновском понимании) речь идет об эльфах, в польском языке "fairies" переводится обычно как ворожейки, феи, либо вещуньи".
Но в древней латыни, как и в современном румынском слово "фата" имеет еще одно значение. "Fata" по-румынски - это просто "девушка", "дева". Впрочем, мы ведь уже предположили, что дева - это совсем не просто.
И, кстати, приведенный выше отрывок из бестиария - еще одно подтверждение связи между эльфами, альбиями, феями и девами, о которой у нас идет речь с первого очерка "Цивилизации эльфов"...
3. "Баба с возу"
"Баба с возу - коням легче" - говорит русская пословица. "Он повел себя как баба!" - с презрением говорят иногда сегодня.
Но в древние времена на огромных пространствах Евразии слово "баба" означало "богиня".
В ее честь создавали изваяния из камня ("каменные бабы"). Проводили ритуалы - их отголоском является "снежная баба", которую лепят зимой и современные дети. Могущественной богиней была когда-то и ставшая второстепенным персонажем русских сказок Баба-Яга...
4. Дон
На гигантских пространствах от Кавказа до Британских островов распространено было с небольшими вариациями и иное имя Великой Богини: Дон, Донна, Дану, Диана, Анна.
В ее честь были названы реки Дон и Дунай. От ее имени произошли современные румынская "доамна" (госпожа) и итальянская "мадонна", а также ивритское "адон" (господин)...
"Богов много, и много у них имен. Но Богиня только одна. Та, изображения которой выскребали на стенах пещер, фигурки которой вырезали из клыков мамонтов не за два, а за двадцать пять тысячелетий до рождения Христа. Та, которая есть Тройственная: Дева, Беременная Мать и Старуха-Смерть. Та, что пришла из Хаоса еще до возникновения Времени. Та, что отделила Воды от Небес и плясала на них, а ее пляски породили ветер - и мир начал дышать... Она дарит жизнь и жизнь отбирает - для того, чтобы она возникла вновь...
Та, для которой устраивали танцы на Крите, в честь которой устанавливали менгиры и кромлехи. Для которой построили Стоунхендж, Эвбери, тумулюсы Бруга на Боинне.
Та, которую кельты почитали в образе матрон... Та, изображение которой красовалось на щите Артура при битве под Бадоном...
Та, которая была, есть и будет".
(Анджей Сапковский, "Мир короля Артура")
Да, это был один из главных способов представления Великой Богини: Дева, Мадонна, Старуха. Дева, Дон, Баба...
Эти имена обозначают разные возрастные стадии женщины. И отражают базовую идею Цивилизации Альбий: женщина - не человек, она - Богиня.
5. Кавказская супервумен
При переписи населения на Кавказе здесь давно уже не регистрируют альбий, илиан, амазонок, эаков и колхов. Другие народы поселились в этих горах, и мифология их более молода.
Но некогда здесь находился духовный центр Илиона, и это не могло не оставить отчетливых следов.
Нарты - всадники-богатыри являются героями эпических сказаний у многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей.
Возглавляет нардов обладающая неограниченным авторитетом Сатаней-Гуаша (таково имя той героини в абхазской версии, в других оно немного изменяется).
"САТАНЕЙ-ГУАША, центральный персонаж абхазского нартского эпоса, прародительница и глава большого нартского семейства...
В древнейших циклах С.-Г. - не имеющая мужа, нестареющая обольстительная женщина (в более поздних сказаниях упоминается отец нартов - безымянный, дряхлый, больной, иногда слепой, старец, не играющий существенной роли в жизни нартов). Власть С.-Г. над нартами неограниченна.
С.-Г. обладает огромной физической силой: ударом пятки она валит бук, в огромном вывернутом ею валуне большим пальцем просверливает отверстие. С.-Г. - прорицательница и чародейка: чудесным образом всегда узнает об опасностях, подстерегающих ее сыновей, и выручает их; способна изменять погоду".
("Мифологический словарь" под редакцией М. Е. Мелетинского)
Станей-Гуаша - ярко выраженная солярная героиня. В детстве, как и Солнце, она росла "не по дням, а по часам". От света ее лица темная ночь превращалась в день.
Все это - характерные черты Илианы - Солнечной Девы, отзвуки далекой цивилизации Илион...
Но постепенно эти отзвуки становятся все тише...
"В процессе длительного бытования эпоса образ С.-Г. претерпел значительную эволюцию. В поздних вариантах сказаний С.-Г. предстает слабой, мстительной, коварной женщиной. Так, в сказании о Нарджхеу, умыкнувшем Гунду-красавицу, слово С.-Г. уже не закон для нартов...
Она тщетно пытается отравить Нарджхеу; вынужденная сама выпить бокал отравленного вина, С.-Г. падает замертво".
("Мифологический словарь")
Приходят иные времена и иные властители. И прежняя история не устраивает их. Теперь ее будут радикально редактировать, а мозги подданных усердно промывать...
6. Лабиринт
Мы живем в мире непредсказуемого прошлого. Беззастенчиво переиначиваются даже события, произошедшие совсем недавно. Демоны предстают ангелами, а ангелы демонами...
В желании обслужить власть историки, нередко, обнаруживают еще большее рвение, чем политтехнологи...
Образ Великой Богини, Солнечной Девы стараниями новых "инженеров человеческих душ" "эволюционирует" в жалкое и злобное существо. Параллельно обратную метаморфозу претерпело существо, именуемое Зевс.
Зевс, которого мы хорошо знаем - "Зевс Олимпийский" - конечная стадия этой метаморфозы. Но древнейший культ Зевса зародился не в горах Олимпа, а на окруженном средиземноморскими волнами острове Крит.
Зевс Критский именовался также Зевс Лабрис, и жил он не в высоких горах, а в лабиринте глубоко под землей. Зевс Лабрис мог превращаться в змея или в быка.
Бык из подземного лабиринта на острове Крит - конечно, это нам что-то напоминает. И вовсе не случайно!
"Чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского" ("Мифологический словарь").
Это была не просто метаморфоза - метаморфоза невообразимая. Культ Тельца, чудовища из подземного лабиринта, похитителя Солнца, культ Зверя-Минотовра стал вытеснять у людей культ Девы-Охотницы, символизировавшей, победу Света над Тьмою и Духа над косной Материей.
Но Минотавр при этом "позаимствовал" многие черты Девы. Из подземелья он перебрался в горы, и называться стал Зевс, Дев, что по смыслу аналогично словообразованию "девушк"...
Как такое стало возможно?! Вот - загадочнейшая из головоломок, вот - запутанейший из лабиринтов!
7. "Между Землей и Небом - Война"
Итак, мифология сохранила следы величайшего из переворотов. И он тесно связан с крушением цивилизации Илион в ходе грандиозной Троянской войны. Этот переворот изменил все сверху донизу: от господствовавшей религии до устройства общества и отношений в семье...
Именно поэтому столь мощные битвы описывает Троянский эпос. В бой идут все. Мобилизованы полчища ахейцев и их союзников. Но и на десятом году войны на подмогу Трое приходят все новые подкрепления (предводительница амазонок Пенфесилея, царь эфиопов Мемнон).
Яростно сражаются не только герои на Земле, но и боги на Небесах. Боги происхождения малоазийского и кавказского, то есть, боги Илиона вступают в ожесточенную схватку с богами иного, ахейского пантеона.
А уж если под руку разгневанным богам попадаются смертные - тут уж пощады не жди: лес рубят - щепки летят! Боги активно помогают смертным изничтожать друг друга, используют в разгар битвы наведенные галлюцинации, и атакуют лагерь противника стрелами, вызывающими чуму.
И если вникнуть в суть происходящего еще глубже - это была битва между Небесами и Землей. Хтоническое божество, Минотавр, Зверь из бездны, Зевс Лабрис устремил свое воинство на штурм Цивилизации Солнца - Страны Илион.
"Между Землей и Небом - Война" - так говорится в одной из песен Виктора Цоя. И падение Трои стало одним из самых драматических событий этой войны.
Часть 2. Зверь и Дева
1. Охотница
Охотницей часто называли Богиню-Деву. Охотницу Артемиду-Диану всегда сопровождает свора собак, ее неотразимые стрелы непременно поражают цель.
Стрелы Артемиды в символике Илиона обозначали лучи света, сияние главных небесных светил - Солнца и Луны. Братом-близнецом Артемиды был бог Солнца Аполлон. Она родилась на несколько мгновений раньше, но, едва появившись на свет, помогла своей матери Лето родить Аполлона.
Так рассказывают мифы...
Рождение нового Солнца, его ослепительный путь к зениту, постепенное угасание и смерть... И тайна возрождения угасшего светила...
С этой тайной и связана величайшая охота Артемиды...
2. Крест
Ежедневное движение Солнца с Востока на Запад именовалось в Илионе "Путь Смертных".
Но есть у нашей главной звезды и иной маршрут. Он часто выпадает из поля зрения современных людей, но альбии-эльфы придавали ему первостепенное значение...
Пока увеличивается день, и движется к лету год, Солнце неуклонно смещается на Север. Так происходит до 22 июня - дня летнего солнцеворота. После этого рубежа Солнце устремляется в обратный путь - к Югу. Путь Солнца на Юг - это движение к зиме, холоду и тьме.
Но 22 декабря, когда кажется, что Солнце исчезает в пасти тьмы окончательно, происходит зимний солнцеворот - и вновь начинается движение на Север - к лету и возрождению жизни.
"Путь Смертных" или "День Смертных" - движение по маршруту "Восток-Запад". Но движение годовое по маршруту Север-Юг называлось в Илионе "Путь Богов" или "День Богов". Ведь подобен годовому дневной цикл, зима - ночи, и лето - полудню.
Пересечение двух линий - Пути Смертных, идущего с Востока на Запад, и Пути Богов, идущего с Севера на Юг, создавало крест - один из древнейших солярных символов. Символ, получивший колоссальное распространение на огромных пространствах и с древнейших времен...
3. День Богов
Русское слово "лето" когда-то означало "год". И "летописцы" описывали отнюдь не только курортный сезон.
Но "Лето" - также и имя богини, матери Артемиды-Охотницы и Солнца-Аполлона. Совпадение не случайно, хотя одно из слов происхождения древнерусского, а другое - древнегреческого.
Альбии-эльфы владели Первичным Языком, на обломках его и возникли впоследствии человеческие языки.
Также не случайно и сходство современных русского "год" и английского "гад" (бог). Вот почему совпадает смысл производных в обеих языках: "гуд" (хороший, добрый) и "годен".
Правда, со словом "годен" произошел значительный смысловой сдвиг. Мы чаще встречаем его теперь в сочетаниях вроде "продукт годен к употреблению".
Но слово-антоним помогает проявить прежний, исконный смысл: "негодяй" - это вовсе не заплесневелый сырок. И "гуд" и "годность" - означало "хорошесть" в смысле близости к Божеству.
В мире же людей Божество наиболее наглядно проявляло себя в виде годового цикла. Год - это целостное, гармоничное соединение Тьмы и Света, Тепла и Холода, Жизни и Смерти, Лета и Зимы...
От одного корня происходят также названия главной скандинавской руны "Яра", английское "йер" (год), и древнее славянское имя Солнца - Ярило. Также "яровой" называют пшеницу, которую сеют, когда наступает утро года - весна...
4. Трехликий Год
Календарь, делящий год на 12 месяцев относительно позднего происхождения. Древнейшие календари были проще, но схватывали главную суть. Год в них делился на 4, или 3, или 2 части.
Трехчастный календарь был распространен очень широко. Сама идея трехликости Богини вытекала из трехликости года.
Юная Дева олицетворяла год только что родившийся в длинную, самую темную из ночей - ночь на 22 декабря. Сезон цветения и плодоношения, раскрытия производительных сил природы олицетворяла пышнотелая Мадонна. И старая Баба представляла угасающий старый год.
22 декабря происходила встреча старой Снежной Бабы с Юной Девой - Новым Годом. Эта передача эстафеты Жизни, встреча бабушки и внучки была самым важным, самым драматичным событием годового цикла. Судьба грядущего года, а значит, и грядущие судьбы всего живого определялись в эти морозные, ветреные дни.
Именно драматизм здесь и является ключом к пониманию. Атмосфера, динамика напряжения, распределение ролей - это важнейшие элементы драмы. Кто сумел ухватить их в нашей истории - тому и откроется ясный смысл в запутанных хитросплетениях лабиринта...
5. Враг
В живой, одухотворенной мифовселенной за каждым действием стояло действующее лицо.
Солнце не просто уходило к Югу с приближением зимы. Царство холода и мрака на Юге имело своего Властелина.
Чаще всего его именовали Дракон. Его также изображали в виде Змея, Быка или Дракона с бычьей головой. Иногда его просто называли Зверь. Он обитал где-то в Преисподней на Юге - глубоко под землей, или под толщей холодных темных вод.
Но зимой Зверь выбирался на поверхность, пробирался в мир людей, стремясь проглотить само Солнце - источник жизни в нашем мире. Порождение Хаоса - Зверь - был могущественен и многолик. Дракон, Змей, Бык, Минотавр, Волк - таковы были его имена.
И только Богиня-Дева, Великая Охотница могла вступить в бой со столь могущественным существом. Великой Охоте и Великой Победе Солнечной Девы над порожденным бездной Зверем и посвящались важнейшие мистерии Илиона. И все последующие религиозные ритуалы Человечества выросли из древних альбийских мистерий.
6. Поединок
За тысячи лет существования Илиона на его огромных пространствах не могли не возникнуть различные вариации в сюжете главной мистерии Солнечной Страны. Но основные ее элементы оставались неизменными.
Чудовище (Дракон, Бык, Змее-Бык, Волк) похищало (проглатывало) Солнце (Старый Год, Богиню-Бабу). Оно уносило похищенное светило на Юг, под землю (под воду) в царство Смерти, Холода и Тьмы.
Но когда могущество Тьмы достигало своей кульминации, в самую длинную ночь года - 22 декабря - рождалась Спасительница, Дева-Охотница, которой предстояло совершить нисхождение в царство Дракона и освободить плененное светило.
7. Коррида
Решающее сражение с рогатым чудищем происходило в самом сердце Тьмы - в мрачном лабиринте, расположенном глубоко под землей.
Этому событию и посвящалась изначально коррида - ритуальное сражение с быком. Древняя коррида Иллиона оставила после себя множество следов - в легендах, рисунках, исторических свидетельствах. Современная коррида - лишь бледная тень древнего альбийского ритуала.
Специально для него в Илионе была выведена порода огромных и мощных быков. Но как ни впечатляли они, прекрасные золотоволосые альбии, участницы ритуала, поражали воображение намного больше.
Рисунки свидетельствуют: разъяренный несущийся бык использовался альбиями как гимнастический снаряд. Прыжки, сальто и другие сложнейшие акробатические элементы совершались в начальной части ритуала. Затем свита Дианы удалялась, и альбия, исполняющая роль Девы-Охотницы оставалась на арене один на один с гигантским быком...
Каждый элемент этой мистерии имел глубокий символический смысл. И отголоски ее все еще живут, все еще хранят свою магическую силу и сегодня - тысячи лет спустя...
8. Огненные Колеса
Впервые я увидел Огненные Колеса довольно давно - в начале 80-х. В июне месяце я отправился в поход в район Циповских скал на берегу реки Днестр. Как мы делали здесь и прежде, мы поселились не в палатке, а в пещере, которых много в этих местах.
22 июня мы легли спать очень рано - в начале девятого. Но незадолго до полуночи Кора и Верк, руководители нашей группы, неожиданно разбудили нас.
- Выходите на террасу, - сказал Верк, - только очень тихо, и не зажигайте фонари...
Наша терраса словно висела в воздухе, окруженная летней звездной ночью. Далеко внизу блестела темная гладь реки, в неимоверных далях вверху искрились звезды.
И вдруг в ночи зазвучали голоса. Мелодия, которую они напевали, явно уходила корнями в народную музыку, и, в то же время, было в этом пении что-то необычное и непривычное.
Потом в песню вплелись восклицания и крики, и, когда они достигли своего пика, по вершине утеса неподалеку от нас вдруг покатилось горящее колесо. За ним - другое, третье, четвертое...
Вращающиеся огни устремились к краю обрыва. Они срывались в пропасть и, продолжая вращаться, летели в бездну, чтобы быть проглоченными темными водами реки...
Тогда я понятия не имел - кто пускал эти колеса, и для чего. Но картина была волшебная и попросту завораживающая. Во всем происходящем чувствовался глубокий, воистину космический смысл...
Позже я узнал, что в далекой древности подобные ритуалы в Причерноморье были распространены повсеместно. Теперь же в Молдове они сохранились лишь в нескольких удаленных от городов деревеньках. Узнал, что обряд "Огненных Колес" тесно связан с солнечной, солярной символикой, с мистерией Светила, уходящего по "Пути Богов" на Юг, в царство мрака и зимы...
И тысячи лет спустя после падения Империи Солнца - Илиона - осколки ее мистерий продолжают жить - в народных обрядах, сказках, играх детей... Огонь, уходящий в Ночь, не исчезает в ней навеки - какой бы долгой, какой бы всемогущей не казалась эта Ночь...
9. Две версии
Организаторы той давней июньской поездки - Кора и Верк - много рассказывали о древней цивилизации Причерноморья. Результатом этого общения стала моя книга "В поисках Девяти Сил".
Сегодня я бы написал ее по-другому. То, о чем рассказывали арвинги (так называли себя Кора и Верк) требовало времени и осмысления.
Их истории о цивилизации Илион становились все более захватывающими. Но я отдавал себе отчет и в том, что это повествование все дальше отходит о той картины мира, которую рисует современная наука. И, прежде всего, наука историческая.
Наука категорически отрицает существование каких-либо сверхцивилизаций в далеком прошлом - в Причерноморье ли, или где-то еще.
Поначалу, я пытался найти какую-то золотую середину между концепциями науки и версией арвиногов. Но вскоре понял, что задача эта неразрешима.
Это попросту две совершенно разные картины мира. Между ними, разумеется, имелись какие-то точки соприкосновения. Но только в вопросах второстепенных. Что же касается базовых концепций - они полярно противоположны.
Арвинги, продолжая традицию древних мифологий и религий, говорят об истории, как о процессе нисхождения, деградации от Золотого века к Темной эпохе, все признаки которой они и находили в нашем времени. В эту картину мира вполне естественно вписывается сверхцивилизация Золотого века, которой управляли золотоволосые дочери богинь эльфийки-альбии.
Наука же настаивает на версии эволюции и прогресса. Соответственно, в этой версии наше время и современный человек и есть вершина развития и венец природы.
Правда, венцы природы, завалив Планету гамбургерами, чипсами, колами и прочими чудесами фаст-фуда, при этом большую часть природы, венцом коей, они являются, извели. Но это всего лишь мелочи на фоне ослепительного и потрясающего прогресса.
И если это и впрямь так - место сверхлюдям и сверхцивилизациям - в настоящем и будущем. А прошлое - время тупых примитивов и суеверных дикарей.
Когда стало ясно, что версии прогресса и деградации - это две лошади, скачущие в противоположных направлениях, я понял, что это важнейший из вопросов: какой из двух маршрутов, действительно, ведет к истине?
Ведь, если верна версия прогресса, то и нет лучше занятия, чем бежать в ногу с течением жизни, и, даже, чуток его опережать. Но, если цель этого потока - гасить свет Огненного Колеса, нисходя на Юг - в царство озверения и деградации, то нет ничего важнее поисков выхода из него...
Иногда я дни напролет думал об этом. Иногда гнал эти мысли прочь.
Но тогда по ночам в мои сны снова и снова возвращался один и тот же образ: Огненное Колесо, летящее над темной водой...