Аннотация: Второй очерк книги "Цивилизация эльфов"
Алекс Грин
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЬФОВ
ОЧЕРК 2. РАСА
Часть 1. Вода и Туман
"Как мы появились на том побережье, одновременно, ты и я? Ты это помнишь? Тебе не кажется, что нас привела туда ладья без руля? Та самая, которая некогда пригнала Тристана к устью реки Лифле? Возникающая из тумана ладья из Авалона... ладья, пахнущая яблоками?"
(Анджей Сапковский "Maladie")
1. Час Безумия
И все-таки должно было быть что-то еще у участников "антиилионского союза".
Да - ворваться в Илион - было заманчиво с точки зрения материального обогащения. Да - наконец-то удалось сколотить для этого "доброго дела" небывало грандиозную армию.
Но решиться атаковать сверхцивилизацию...
Сверхцивилизацию, которая незыблемо стояла века, свысока взирая на непрерывные схватки и войны за ее пределами. Атаковать страну, которой управляли эльфы, окруженные трепетным мистическим ореолом, обладающие удивительными знаниями и способностями...
Ни жадности, ни многочисленности союзников тут было недостаточно.
Ахейские вожди должны были потерять голову. Тронуться крышей. Основательно, фундаментально...
2. Территория Безумия
Вообще-то, весь разговор об эльфах - тема за пределами рассудка, территория безумия. Вот и сделаем очередной шаг, добавив рабочие постулаты:
- Эльфы, действительно, были расой, существенно отличной от всех ныне существующих человеческих рас. Существенно отличной как внешне, так и внутренне.
- Эльфов было мало, и небольшие поселения они предпочитали большим городам.
- И все же, это "ушедшее в глубокие медитации меньшинство" в течение огромного времени сверхуспешно управляло огромной страной.
3. Белые воды
Как же они выглядели? Какие ассоциации вызывали? В какой среде обитали?
Отметим тесную связь альбий с реками (Дон, Фермодонт, Дунай и другие). И связь эта была не только географической, но и смысловой, к тому же, взаимной.
Вот что говорит о Дунае "Мифологический словарь". Здесь и далее мы будем пользоваться "Мифологическим словарем" под редакцией Е. Мелетинского (Москва, из-во "Советская Энциклопедия", 1991г.).
"...Дунай - граница благодатной земли и вожделенная цель всех устремлений... У разных групп славян, особенно у южных и западных, с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, ее плодотворящих вод... Нередок мотив святости Дуная, в частности, в русских заговорах..."
Мотив воды в сочетании с эльфами присутствует и в фэнтэзи, мифологии нашей эпохи.
"Это был эльф.
И никаких комментариев Виктору не требовалось, чтобы понять различие между эльфом, полуэльфом и человеком. Наверное, хорошо, что вначале он видел полуэльфа - контраст оказался не столь шокирующим.
Волосы эльфа походили на золотую пену, на стружку сусального золота, небрежно уложенную в высокую прическу. Лицо не производило того впечатления чахоточной красоты, что у полуэльфа - оно было просто нечеловеческим, неземным, живущим по своим собственным законам красоты. Тело было тонким, изысканным, но хрупким его назвать тоже не получалось.
Эльф был чем-то иным, безмерно далеким от человека. Если людей Бог лепил из глины, то для эльфов, наверное, взял в качестве основы родниковую воду" (Сергей Лукьяненко, Ник Перумов "Не время для драконов")...
Да, помимо культа рек, существовал и культ источников, родников. Но и для огромной реки, если она священна, ее первейшее свойство сохранять первозданную родниковую чистоту вод - "белые воды".
Отсюда и Беловодье - волшебная страна блаженных в славянской мифологии. И река Эльба - белая - еще один отзвук латинского корня "алб". И интереснейший объект древнегреческой мифологии - остров Левка ("Белый") в устье Дуная...
Белые воды, Белые земли, Белые острова... И белые яблони в цвету на этих волшебных островах...
И "яблоки вечной молодости", которые охраняют нимфы Геспериды где-то на краю мира, "у берегов реки Океан".
И остров Авалон, "Остров Яблони", Край Вечного Счастья и Молодости в мифологии кельтов, Страна Волшебниц и Героев...
И десятки романов фэнтэзи, в которых вновь и вновь появляется канувший в туманы Авалон в ореоле яблоневых ароматов...
И нечто еще, чего нам так и не удалось коснуться и до сих пор...
4. В поисках эпицентра
И все же этого всего мало. Мы ведь собирались говорить о тайне тайн, о сердцевине загадки, и здесь одной водой да туманами не отделаешься. Даже, если это вода и туман с деревьями в придачу.
Тут не хватает чего-то более впечатляющего и выразительного. Мы прикоснулись к космосу эльфийских образов, но пока не нащупали самый центральный образ, то притягательное ядро, вокруг которого и вращается весь мир эльфов.
Выстроим еще раз одну из наших ассоциативных цепочек. Белые воды, белые острова, белые яблони...
Выстроим и другую. Люди и Старшая раса. Люди: погруженные в монотонный трудовой быт, или в авантюры завоевательных походов... Эльфы: грациозные, возвышенные, дети воды и неба...
Отношения людей и эльфов - отношения глубочайших контрастов. Мощный антагонизм и мощное взаимное притяжение. Но...
В те далекие времена эльфы были расой, отличной от всех иных рас. Но в наши дни эльфийский архекосмос может проявиться в душе представителей любой из ныне существующих рас.
История сосуществования людей и эльфов прочно записана в глубинах нашей памяти. Но записана языком странных образов и загадочных снов, скрыта в тумане символов и намеков...
Заманчиво и опасно продолжать движение в этот сгущающийся туман. Привычные представления рушатся здесь одно за другим. Но, удивительное дело, в эпицентре этой алогичности и безумия вдруг исчезают непроницаемые покровы тайн, и все становится на свои места...
5. Между Водой и Небом
Белые воды и белые острова, грациозно изогнутая ладья, скользящая сквозь туман...
И птица, прекрасная белоснежная птица, легко взмывающая ввысь - к воздушным замкам среди облаков...
Птица, рядом с которой кажутся пародией на птицу утки и гуси, курицы и индюки. Лебедь...
При взгляде на них тут же приходят на ум мысли о благородных заколдованных принцах. Как в сказке Андерсена "Дикие лебеди". О заколдованной королеве Одетте из балета Чайковского "Лебединое озеро". Даже умирающий лебедь прекрасен - спросите об этом у Сен-Санса...
Нет существ ближе стоящих в ассоциативном ряду к эльфам-илианам, чем лебеди - белые, прекрасные, чистые, благородные, дети воды и небес.
Миф, говорят психоаналитики, это коллективное сновидение. Лебеди ли являются нам в этих коллективных снах в образе эльфов? Или эльфы в образе лебедей?
Но "не ищите истины в снах" - так уверенно говорят одни. Другие же утверждают, что именно сон - это путь к подлинному пониманию, к знанию, к "всезнанию", к "всезрению".
Однако доступно ли всезрение человеку? А эльфу? А лебедю?
"Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнца свет.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего -
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен".
(Ф. Тютчев, "Лебедь")
Лебеди и эльфы. Великое множество людей было очаровано этими существами. Великую массу сюжетов породили они.
Но лишь один сюжет стал стержневым, главным. Главным и для птицы, и для эльфа, и для человека.
И кто ты ни есть, читатель, - птица, человек или эльф - этот сюжет является важнейшим и для тебя...
Часть 2. Гадкий ребенок
"Небесный слесарь ключ небесный взял,
И со звезды он отпечаток белый снял.
Так на звезде, сверкающей и белой,
Он вылепил твое девичье тело".
(Из латиноамериканской поэзии)
1. Небывалое
Они были прекрасны, загадочны и недоступны. Лишь немногие эльфы отправлялись жить в человеческие города. Да и там они были скрыты за стенами дворцов и храмов.
И уж совсем невероятно было бы увидеть эльфийского ребенка, живущего в человеческой семье. Тем более - далеко за пределами Светлании. Такую ситуацию можно смело отнести к разряду небывалых...
"Что было однажды - то может быть дважды", - утверждается в одной песенке. Но небывалое - это то, что никак не может случиться дважды. Есть такое вступление в молдавских сказках: "А фост одатэ ка ничодатэ" - "Случилось когда-то как никогда".
Да, так оно и произошло - когда-то как никогда - случилось нечто невиданное и небывалое...
2. В поисках себя
А ведь не "Дикие лебеди" стали самой знаменитой сказкой Андерсена. "Гадкий утенок" - вот кто воистину заворожил всех...
История о странном, нелепом и неправильном утенке, родившемся в приличном обществе домашних птиц. Всем он был чужим - и курицам, и уткам, и индюкам.
Каким извилистым оказался его путь. Путь к себе, путь Домой, к летящей среди облаков стае лебедей.
И многие годы спустя другая птица - чайка по имени Джонатан Ливингстон, тоже отправляется на поиски своей Истинной Стаи.
И уж совсем в наши дни на планете Земля человек по имени Карл Кори из "Хроник Эмбера" Роджера Желязны натыкается вдруг на нечто надежно запрятанное и скрытое в лабиринтах памяти: на самом деле - он принц Корвин из далекого и чудесного мира под названием Эмбер...
Эта история в самых разных вариациях появляется вновь и вновь. И каждый раз ей удается очаровать миллионы людей. Наверное, что-то невыразимо важное спрятано в ней...
Чудесное дитя, волею рока или деяниями врагов перенесенное в чуждый и далекий мир. Тот, кто не помнит себя, но пытается вспомнить. Тот, кто не знает о своей истинной Родине, но временами интуитивно догадывается о ней...
3. Эльфийка
Ее звали Елена - Светлая - Эльфийка.
Как мы уже говорили - елена (илиана, эльфийка) - так называли представительниц живущего в Причерноморье народа, точнее - Старшей расы. Их же именовали и "прекрасные".
Но в Троянской эпопее - Елена Прекрасная - это имя одной из главнейших героинь. Как произошел этот переход от эльфийки к Эльфийке?
Когда-то был я хорошо знаком с одной компанией молодых ребят. И при том - не китайцев. За исключением одного парня. Да и тот был только наполовину китаец, а наполовину - еврей.
Имя его было Борис. Но все звали его Боря-Китаец. Еще чаще - просто Китаец.
Почему не Еврей? Потому что евреев в той компании и вокруг хватало. Да и Борисы тоже попадались.
Никому бы в голову не пришло "маркировать" его Китайцем где-нибудь в Пекине среди множества таких же: Китайцем с большой буквы он оказался вдали от своей страны...
4. Леда и Лебедь
У спартанской царицы Леды было две дочери.
Одна - от ее мужа, царя Тиндарея - Клитеместра, человеческое, хотя и царское дитя.
Вторая - Елена - существо экстраординарное, происходящее от богов. Широко известна легенда о боге, явившемся Леде в облике лебедя, чтобы зачать ребенка небывалой красоты...
Впрочем, не менее популярна в античной мифологии и иная версия: матерью Елены была богиня справедливости и возмездия Немезида, Леда же лишь удочерила найденную пастухами девочку.
Как бы то ни было, случилось небывалое: дитя лебедей и богов, эльфийский младенец оказался в человеческой семье...
Елена, Эльфийка... Ребенок потрясающей красоты. И потрясающе зловещей судьбы. Та, которой предстояло разжечь пожар самой кровопролитной и разрушительной из войн...
5. Две сестры
Не было существ более близких и более далеких друг другу, чем Елена и Клитеместра. Эльфийка и человек, воспитывающиеся вместе как сестры в семье царей Спарты.
Уже с детских лет Прекрасная обладала цельностью и магнетизмом недостижимыми и для лучших из людей. Одним лишь своим появлением она завораживала и очаровывала всех окружающих. Елена обладала колоссальным могуществом, и не осознавала этого - опасное и роковое сочетание.
И благодатнейшая почва для красивых легенд! Развитием и отражением темы Елены и Клитеместры стала история о сыновьях Леды - братьях Диоскурах.
В этой истории и близость и отчужденность двух братьев подчеркиваются еще более остро. Диоскуры еще более близки друг другу, ибо они близнецы. И в то же время - один из них сын бога и бессмертен, другой же - сын человека и век его быстротечен...
Близнецы - знак конца эпохи. И, что почти то же - знак начала эпохи иной. Так, Ромул и Рем стоят у истоков Римского мира. Их жизнь - еще одна драма отношений смертного и бессмертного братьев.
Да и в каждом из нас существуют два этих "я" - смертное и бесссмертное, два близнеца до того близких, что мы постоянно путаем их и принимаем одного за другого.
До порога смерти, который суждено пересечь лишь одному из них...
6. Еленомания
"Возможно ли, чтобы грандиознейшая война началась из-за женщины, какой бы красивой она ни была?" - насмешливо вопрошают ученые мужи.
И с абсолютной уверенностью отвечают: "Разумеется, нет. Здесь мы имеем дело с поэтическим преувеличением".
Что ж, в их мире такое и впрямь невозможно...
"Слух о красоте Елены распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собирается несколько десятков знатнейших героев всей Эллады" ("Мифологический словарь").
Да, это была настоящая Еленомания. Одна из эльфиек - тех самых, таинственных, прекрасных и недоступных соединила свою жизнь с простыми смертными людьми. Более того, за одного из этих смертных она должна была выйти замуж. Еленой восхищались, ее обожали до обожествления.
И от такого великого обожания до великой ненависти всего один шажок...
Царь Тиндарей, боясь своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать вражду к себе и будущему зятю, по совету Одиссея, связывает всех "соискателей" совместной клятвой оберегать в дальнейшем честь супруга Елены.
И вот, мужем Елены становится брат микенского царя Агамемнона Менелай. Ему уступил Тиндарей приемную дочь, а вскоре - и царскую власть в Спарте...
7. Гость
Она была центром массовой мании, из-за нее теряли голову многие, в том числе - и лучшие из лучших.
В центре безумия и незатронутая им никак: ни из-за одного из этих самых лучших не потеряла бы она головы.
Окруженная толпой обожателей, она чувствовала себя одинокой и чужой.
Конечно, слышала она не раз и о стране, где, вроде бы, жили подобные ей - эльфы. Но рассказы о крае Илион были странны, противоречивы, а порой и попросту нелепы. Незримым, но надежным порогом отделена была страна Илион от иных народов. И даже мысль человеческая с трудом проникала за этот порог. И Елене, воспитанной людьми, мир Светлании представлялся еще более чуждым, чем окружающий мир людей.
И было так до тех пор, пока не прибыл в Спарту илионский принц Парис...
Часть 3. Мир за Порогом
"- Но что это было, дон Хуан?
- Страж, хранитель, часовой другого мира, - сказал дон Хуан как нечто само собой разумеющееся".
(Карлос Кастанеда "Отдельная Реальность")
1. Куда направлялся "Арго"?
Итак, Троянская война самое грандиозное событие на закате микенской эпохи. Но в это время знаменитейшие герои ахейского пантеона - Геракл, Ясон, Тезей уже стали давними и далекими легендами.
Что интересного происходило тогда - не на закате, а на восходе микенской эпохи?
Это было время, когда не огромные армии, а уникальные одиночки совершали самые удивительные подвиги.
Начало эпохи и ее закат, разумеется, разительно отличались друг от друга. За исключением одной схожей черты. И на восходе и на закате однажды объединились вдруг лучшие из лучших, чтобы отправиться в трудный путь.
В конце эпохи - чтобы отплыть к стенам Трои, и дать начало Троянскому эпосу. В ее начале - чтобы пересечь на корабле "Арго" Черное море с запада на восток. И дать жизнь легенде о походе аргонавтов.
"Поход аргонавтов" и "Троянская война" - два самых грандиозных эпоса в истории греческих героев.
Интересно, что и в случае с "Арго" центр ахейских интересов явно находится в зоне Причерноморья.
Ни в Египте - этой древней цивилизации, с изощренной мистикой, нередко переходящей в нудную бухгалтерию. И не в западном Средиземноморье - тогда совсем диком краю, где люди вели полуживотный образ жизни.
Нет - они отправились в Светланию, страну эльфов, этот загадочный край, где изощренные технологии и искусство жить в гармонии с собой и природой соединились самым непостижимым образом...
2. Два капитана
Итак, в поход аргонавтов отправились славнейшие из героев Эллады. Выбрать достойнейшего из них было делом непростым. Во избежание споров и столкновения амбиций, предводителем выбрали самого молодого - Ясона.
В экипаже "Арго" был и чужеземец - фракиец Орфей. Как проводник он мог оказать большую помощь - ведь его родная Фракия как раз в Причерноморье и находилась.
Но легендарный бард помогал ориентироваться не только в географии. Например, по совету Орфея аргонавты принимают посвящение в мистерии кабиров на острове Самофракия...
Инициация - посвящение в мистерию - была важнейшим событием в жизни человека традиционной культуры. Она означала переход на более высокий уровень духовного развития.
Инициация же для тех, кто уже считался прославленным героем должна была представлять из себя нечто сверхисключительное. В этом эпизоде, как и в ряде других, Орфей предстает не столько как проводник в сфере географии, сколько как проводник в сфере духовной.
Иными словами, на "Арго" было два руководителя: своего рода, командир полка и комиссар. Ясон был капитаном, а Орфей - жрецом-наставником.
3. И снова - куда?
Эта двойственность касается не только руководства походом, но и сути самого путешествия. Эта двойственность породила долгие споры.
Многие эпизоды похода аргонавтов позволяют отнести его к разряду путешествий в существующий в этой реальности Черноморский регион.
Но многие другие эпизоды характерны, скорее, для путешествий мистических и шаманских. А шаманы и мистики путешествуют в иные реальности, в потусторонние миры.
Впрочем, две противоречивые гипотезы можно объединить в одну. Но только, если предположить, что Причерноморье в те времена считалось особым, священным, сакральным регионом. И пересекающий границу Илиона действительно попадал в иной, потусторонний мир...
4. Страж Порога
Вспомним в связи с этим - каким предстает потусторонний мир в древней балканской мифологии.
Знакомство с ним начинается со страшного стража. Это трехголовый пес по имени Орф (варианты - Орк, Орх).
Выходит, на пороге Илиона аргонавтов встречает Орфей, а на пороге потустороннего мира души умерших, а также души путешествующих в трансе жрецов и шаманов встречает трехголовый Орф.
Эти замысловатые повторяющиеся узоры мы встречаем и дальше. Орфей - проводник путешествующих по Причерноморью. Но Орфей же и один из немногих, кому при жизни удается совершить путешествие в Царство Мертвых и вернуться обратно.
И все же, по большому счету, потустороннее путешествие Орфея окончилось неудачей. Ведь он рассчитывал вернуться вместе с прекрасной Эвридикой, но она до мира людей не добралась.
Неудачным оказывается и союз Ясона с прекрасной Медеей. Она покидает Ясона и возвращается в таинственную Эйю.
Последние годы обоих - Ясона и Орфея проходят в бессмысленных скитаниях и тоске.
Орфея убивают вакханки - звучание его лиры вызывает их гнев. И лиру, и оторванную голову певца выбрасывают с высокого обрыва в реку.
Ясон однажды находит на берегу заброшенный остов "Арго". И ложиться возле кормы, чтобы отдохнуть в тени корабля. Но обветшавший "Арго" вдруг разваливается, и его обломки убивают великого героя...
Что-то пошло не так там - за Великим Порогом. Какую-то миссию должны были выполнить оба - и путешественник Ясон, и проводник его - Орфей.
Но не справились Два Капитана, и дальнейшие их судьбы потеряли значение, и потеряли смысл...
5. Геката
Очень вероятно, что трехголовый пес, охраняющий царство мертвых находится в глубокой родственной связи с другим еще более значительным персонажем древней мифологии.
Трехликая богиня Геката, владычица мертвецов и призраков, покровительница колдовства... Почти всегда сопровождает ее свора собак. Но о ней говорят также, как о трехголовой богине, едущей верхом на черной суке.
Считается, что культ Гекаты впервые возник в Малой Азии. Где именно?
У трехликой богини и имен было несколько. Одно из самых распространенных - Тривия, что и означает "трехликая".
Тривия и Троя - не разные ли это вариации одного и того же имени?
6. Гекуба
Историки и поэты победившего патриархата, говоря о царской чете правителей Трои, гораздо больше внимания уделяют Приаму, чем супруге его Гекубе. И сведения о судьбе ее после падения Трои также обрывочны, кратки, да еще и противоречивы.
Но зато - невероятно интересны!
Вот что пишет по этому поводу "Мифологический словарь":
"О дальнейшей судьбе Гекубы существовало две версии: либо она была перенесена Аполлоном в Ливию, либо была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт.
Обе версии указывают на связь образа Гекубы с образом богини Гекаты: в Ливии было главное место культа этой малоазийской богини, а собака считалась ее священным животным. Мыс Киноссема ("песий курган") в Геллеспонте, где древние локализовали могилу Гекубы, назывался также памятником Гекаты".
7. Стражи и проводники
У выдающихся мистиков разных направлений и школ можно встретить один и тот же повторяющийся мотив: злобные демоны-стражи, закрывающие нам те или иные пути, имеют и другой, совершенно отличный облик.
Но только сильным духом открывается этот иной лик. И тогда злобные демоны превращаются в ангелов-проводников, и открывают путь в высшие сферы Бытия...
То же было и с Великой Богиней - Тройственной и Единой. И мрачная темная Геката, и покровительница Жизни и Света Деметра были лишь разными ликами Единой Сущности.
Так же и альбии - жрицы Великой Богини: злыми колдуньями или жуткими монстрами могли обернуться они для незваных гостей. Но для чистых сердцем представали они прекрасными девами, проводницами в Волшебную Страну.
8. Контакт и Конфликт
Итак, два величайших эпоса древнегреческой мифологии - Поход аргонавтов и Троянская война разделены во времени. Между событиями похода и событиями войны прошли целые века. Но, как мы уже говорили, их объединяет место действия - Причерноморский регион.
И, хотя обычно две эти истории рассматривают изолированно друг от друга, в них проступает глубинная смысловая и причинно-следственная связь.
Ведь первая история повествует о Контакте двух миров. Контакте, у которого в Илионе с самого начала были сторонники и противники.
Но в итоге даже самая горячая сторонница Контакта - Медея покидает ахейского героя Ясона.
Провал попытки Контакта вполне естественно влечет за собой созревание Конфликта. Особенно, когда речь идет о столь разных цивилизациях и мирах...
9. Жрецы и Купцы
В первом очерке уже шла речь о "приоритетной деятельности" ахейцев: ею было мореплавание с целью торговли и грабежей. Слабых грабили, с сильными торговали.
Рабы и рабыни, как это хорошо видно и из "Илиады", относились к числу особо желанных товаров.
В общем-то, современная рыночная цивилизация активно воспроизводит многие характерные черты древней Ахиявы: превращение человека в товар, расцвет работорговли, разные стандарты для слабых и сильных...
В жизни же Илиона купцы не играли сколько-нибудь значительной роли. Жители делились на три касты: высшие и немногочисленные жрецы и воины, и низшая каста - крестьяне и ремесленники.
В высшие касты попадали только сильные духом и телом. Слабые находились под защитой и покровительством сильных. Рабство отсутствовало. Духовным аспектам жизни придавалось гораздо большее значение, чем материальным.
Все это вместе и обеспечивало цивилизации Причерноморья стабильность на многие века.