Грин Алекс
Цивилизация эльфов. Раса

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 17, последний от 22/02/2011.
  • © Copyright Грин Алекс (alexgrin21@013.net)
  • Размещен: 23/10/2005, изменен: 27/10/2005. 36k. Статистика.
  • Очерк: Альт.история
  • Готик-Фэнтези
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.56*16  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Второй очерк книги "Цивилизация эльфов"

  •   Алекс Грин
      
      ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЬФОВ
      
      ОЧЕРК 2. РАСА
      
      Часть 1. Вода и Туман
      
      "Как мы появились на том побережье, одновременно, ты и я? Ты это помнишь? Тебе не кажется, что нас привела туда ладья без руля? Та самая, которая некогда пригнала Тристана к устью реки Лифле? Возникающая из тумана ладья из Авалона... ладья, пахнущая яблоками?"
       (Анджей Сапковский "Maladie")
      
      1. Час Безумия
      
      И все-таки должно было быть что-то еще у участников "антиилионского союза".
      Да - ворваться в Илион - было заманчиво с точки зрения материального обогащения. Да - наконец-то удалось сколотить для этого "доброго дела" небывало грандиозную армию.
      Но решиться атаковать сверхцивилизацию...
      Сверхцивилизацию, которая незыблемо стояла века, свысока взирая на непрерывные схватки и войны за ее пределами. Атаковать страну, которой управляли эльфы, окруженные трепетным мистическим ореолом, обладающие удивительными знаниями и способностями...
      Ни жадности, ни многочисленности союзников тут было недостаточно.
      Ахейские вожди должны были потерять голову. Тронуться крышей. Основательно, фундаментально...
      
      2. Территория Безумия
      
      Вообще-то, весь разговор об эльфах - тема за пределами рассудка, территория безумия. Вот и сделаем очередной шаг, добавив рабочие постулаты:
      - Эльфы, действительно, были расой, существенно отличной от всех ныне существующих человеческих рас. Существенно отличной как внешне, так и внутренне.
      - Эльфов было мало, и небольшие поселения они предпочитали большим городам.
      - И все же, это "ушедшее в глубокие медитации меньшинство" в течение огромного времени сверхуспешно управляло огромной страной.
      
      3. Белые воды
      
      Как же они выглядели? Какие ассоциации вызывали? В какой среде обитали?
      Отметим тесную связь альбий с реками (Дон, Фермодонт, Дунай и другие). И связь эта была не только географической, но и смысловой, к тому же, взаимной.
      Вот что говорит о Дунае "Мифологический словарь". Здесь и далее мы будем пользоваться "Мифологическим словарем" под редакцией Е. Мелетинского (Москва, из-во "Советская Энциклопедия", 1991г.).
      "...Дунай - граница благодатной земли и вожделенная цель всех устремлений... У разных групп славян, особенно у южных и западных, с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, ее плодотворящих вод... Нередок мотив святости Дуная, в частности, в русских заговорах..."
      
      Мотив воды в сочетании с эльфами присутствует и в фэнтэзи, мифологии нашей эпохи.
      "Это был эльф.
      И никаких комментариев Виктору не требовалось, чтобы понять различие между эльфом, полуэльфом и человеком. Наверное, хорошо, что вначале он видел полуэльфа - контраст оказался не столь шокирующим.
      Волосы эльфа походили на золотую пену, на стружку сусального золота, небрежно уложенную в высокую прическу. Лицо не производило того впечатления чахоточной красоты, что у полуэльфа - оно было просто нечеловеческим, неземным, живущим по своим собственным законам красоты. Тело было тонким, изысканным, но хрупким его назвать тоже не получалось.
      Эльф был чем-то иным, безмерно далеким от человека. Если людей Бог лепил из глины, то для эльфов, наверное, взял в качестве основы родниковую воду" (Сергей Лукьяненко, Ник Перумов "Не время для драконов")...
      
      Да, помимо культа рек, существовал и культ источников, родников. Но и для огромной реки, если она священна, ее первейшее свойство сохранять первозданную родниковую чистоту вод - "белые воды".
       Отсюда и Беловодье - волшебная страна блаженных в славянской мифологии. И река Эльба - белая - еще один отзвук латинского корня "алб". И интереснейший объект древнегреческой мифологии - остров Левка ("Белый") в устье Дуная...
      
      Белые воды, Белые земли, Белые острова... И белые яблони в цвету на этих волшебных островах...
      И "яблоки вечной молодости", которые охраняют нимфы Геспериды где-то на краю мира, "у берегов реки Океан".
      И остров Авалон, "Остров Яблони", Край Вечного Счастья и Молодости в мифологии кельтов, Страна Волшебниц и Героев...
      И десятки романов фэнтэзи, в которых вновь и вновь появляется канувший в туманы Авалон в ореоле яблоневых ароматов...
       И нечто еще, чего нам так и не удалось коснуться и до сих пор...
      
      4. В поисках эпицентра
      
      И все же этого всего мало. Мы ведь собирались говорить о тайне тайн, о сердцевине загадки, и здесь одной водой да туманами не отделаешься. Даже, если это вода и туман с деревьями в придачу.
      Тут не хватает чего-то более впечатляющего и выразительного. Мы прикоснулись к космосу эльфийских образов, но пока не нащупали самый центральный образ, то притягательное ядро, вокруг которого и вращается весь мир эльфов.
      Выстроим еще раз одну из наших ассоциативных цепочек. Белые воды, белые острова, белые яблони...
      Выстроим и другую. Люди и Старшая раса. Люди: погруженные в монотонный трудовой быт, или в авантюры завоевательных походов... Эльфы: грациозные, возвышенные, дети воды и неба...
      Отношения людей и эльфов - отношения глубочайших контрастов. Мощный антагонизм и мощное взаимное притяжение. Но...
      В те далекие времена эльфы были расой, отличной от всех иных рас. Но в наши дни эльфийский архекосмос может проявиться в душе представителей любой из ныне существующих рас.
      История сосуществования людей и эльфов прочно записана в глубинах нашей памяти. Но записана языком странных образов и загадочных снов, скрыта в тумане символов и намеков...
      Заманчиво и опасно продолжать движение в этот сгущающийся туман. Привычные представления рушатся здесь одно за другим. Но, удивительное дело, в эпицентре этой алогичности и безумия вдруг исчезают непроницаемые покровы тайн, и все становится на свои места...
      
      5. Между Водой и Небом
      
      Белые воды и белые острова, грациозно изогнутая ладья, скользящая сквозь туман...
      И птица, прекрасная белоснежная птица, легко взмывающая ввысь - к воздушным замкам среди облаков...
      Птица, рядом с которой кажутся пародией на птицу утки и гуси, курицы и индюки. Лебедь...
      При взгляде на них тут же приходят на ум мысли о благородных заколдованных принцах. Как в сказке Андерсена "Дикие лебеди". О заколдованной королеве Одетте из балета Чайковского "Лебединое озеро". Даже умирающий лебедь прекрасен - спросите об этом у Сен-Санса...
      Нет существ ближе стоящих в ассоциативном ряду к эльфам-илианам, чем лебеди - белые, прекрасные, чистые, благородные, дети воды и небес.
      Миф, говорят психоаналитики, это коллективное сновидение. Лебеди ли являются нам в этих коллективных снах в образе эльфов? Или эльфы в образе лебедей?
      
      Но "не ищите истины в снах" - так уверенно говорят одни. Другие же утверждают, что именно сон - это путь к подлинному пониманию, к знанию, к "всезнанию", к "всезрению".
      Однако доступно ли всезрение человеку? А эльфу? А лебедю?
      
      "Пускай орел за облаками
      Встречает молнии полет
      И неподвижными очами
      В себя впивает солнца свет.
      
      Но нет завиднее удела,
      О лебедь чистый, твоего -
      И чистой, как ты сам, одело
      Тебя стихией божество.
      
      Она, между двойною бездной,
      Лелеет твой всезрящий сон -
      И полной славой тверди звездной
      Ты отовсюду окружен".
      (Ф. Тютчев, "Лебедь")
      
      Лебеди и эльфы. Великое множество людей было очаровано этими существами. Великую массу сюжетов породили они.
      Но лишь один сюжет стал стержневым, главным. Главным и для птицы, и для эльфа, и для человека.
      И кто ты ни есть, читатель, - птица, человек или эльф - этот сюжет является важнейшим и для тебя...
      
      Часть 2. Гадкий ребенок
      
       "Небесный слесарь ключ небесный взял,
       И со звезды он отпечаток белый снял.
       Так на звезде, сверкающей и белой,
       Он вылепил твое девичье тело".
       (Из латиноамериканской поэзии)
      
      1. Небывалое
      
      Они были прекрасны, загадочны и недоступны. Лишь немногие эльфы отправлялись жить в человеческие города. Да и там они были скрыты за стенами дворцов и храмов.
      И уж совсем невероятно было бы увидеть эльфийского ребенка, живущего в человеческой семье. Тем более - далеко за пределами Светлании. Такую ситуацию можно смело отнести к разряду небывалых...
      "Что было однажды - то может быть дважды", - утверждается в одной песенке. Но небывалое - это то, что никак не может случиться дважды. Есть такое вступление в молдавских сказках: "А фост одатэ ка ничодатэ" - "Случилось когда-то как никогда".
      Да, так оно и произошло - когда-то как никогда - случилось нечто невиданное и небывалое...
      
      2. В поисках себя
      
      А ведь не "Дикие лебеди" стали самой знаменитой сказкой Андерсена. "Гадкий утенок" - вот кто воистину заворожил всех...
      История о странном, нелепом и неправильном утенке, родившемся в приличном обществе домашних птиц. Всем он был чужим - и курицам, и уткам, и индюкам.
      Каким извилистым оказался его путь. Путь к себе, путь Домой, к летящей среди облаков стае лебедей.
      И многие годы спустя другая птица - чайка по имени Джонатан Ливингстон, тоже отправляется на поиски своей Истинной Стаи.
      И уж совсем в наши дни на планете Земля человек по имени Карл Кори из "Хроник Эмбера" Роджера Желязны натыкается вдруг на нечто надежно запрятанное и скрытое в лабиринтах памяти: на самом деле - он принц Корвин из далекого и чудесного мира под названием Эмбер...
      Эта история в самых разных вариациях появляется вновь и вновь. И каждый раз ей удается очаровать миллионы людей. Наверное, что-то невыразимо важное спрятано в ней...
      Чудесное дитя, волею рока или деяниями врагов перенесенное в чуждый и далекий мир. Тот, кто не помнит себя, но пытается вспомнить. Тот, кто не знает о своей истинной Родине, но временами интуитивно догадывается о ней...
      
      3. Эльфийка
      
      Ее звали Елена - Светлая - Эльфийка.
      Как мы уже говорили - елена (илиана, эльфийка) - так называли представительниц живущего в Причерноморье народа, точнее - Старшей расы. Их же именовали и "прекрасные".
      Но в Троянской эпопее - Елена Прекрасная - это имя одной из главнейших героинь. Как произошел этот переход от эльфийки к Эльфийке?
      Когда-то был я хорошо знаком с одной компанией молодых ребят. И при том - не китайцев. За исключением одного парня. Да и тот был только наполовину китаец, а наполовину - еврей.
      Имя его было Борис. Но все звали его Боря-Китаец. Еще чаще - просто Китаец.
      Почему не Еврей? Потому что евреев в той компании и вокруг хватало. Да и Борисы тоже попадались.
      Никому бы в голову не пришло "маркировать" его Китайцем где-нибудь в Пекине среди множества таких же: Китайцем с большой буквы он оказался вдали от своей страны...
      
      4. Леда и Лебедь
      
      У спартанской царицы Леды было две дочери.
       Одна - от ее мужа, царя Тиндарея - Клитеместра, человеческое, хотя и царское дитя.
      Вторая - Елена - существо экстраординарное, происходящее от богов. Широко известна легенда о боге, явившемся Леде в облике лебедя, чтобы зачать ребенка небывалой красоты...
      Впрочем, не менее популярна в античной мифологии и иная версия: матерью Елены была богиня справедливости и возмездия Немезида, Леда же лишь удочерила найденную пастухами девочку.
      Как бы то ни было, случилось небывалое: дитя лебедей и богов, эльфийский младенец оказался в человеческой семье...
      Елена, Эльфийка... Ребенок потрясающей красоты. И потрясающе зловещей судьбы. Та, которой предстояло разжечь пожар самой кровопролитной и разрушительной из войн...
      
      5. Две сестры
      
      Не было существ более близких и более далеких друг другу, чем Елена и Клитеместра. Эльфийка и человек, воспитывающиеся вместе как сестры в семье царей Спарты.
      Уже с детских лет Прекрасная обладала цельностью и магнетизмом недостижимыми и для лучших из людей. Одним лишь своим появлением она завораживала и очаровывала всех окружающих. Елена обладала колоссальным могуществом, и не осознавала этого - опасное и роковое сочетание.
      И благодатнейшая почва для красивых легенд! Развитием и отражением темы Елены и Клитеместры стала история о сыновьях Леды - братьях Диоскурах.
      В этой истории и близость и отчужденность двух братьев подчеркиваются еще более остро. Диоскуры еще более близки друг другу, ибо они близнецы. И в то же время - один из них сын бога и бессмертен, другой же - сын человека и век его быстротечен...
      Близнецы - знак конца эпохи. И, что почти то же - знак начала эпохи иной. Так, Ромул и Рем стоят у истоков Римского мира. Их жизнь - еще одна драма отношений смертного и бессмертного братьев.
      Да и в каждом из нас существуют два этих "я" - смертное и бесссмертное, два близнеца до того близких, что мы постоянно путаем их и принимаем одного за другого.
      До порога смерти, который суждено пересечь лишь одному из них...
      
      6. Еленомания
      
      "Возможно ли, чтобы грандиознейшая война началась из-за женщины, какой бы красивой она ни была?" - насмешливо вопрошают ученые мужи.
      И с абсолютной уверенностью отвечают: "Разумеется, нет. Здесь мы имеем дело с поэтическим преувеличением".
      Что ж, в их мире такое и впрямь невозможно...
      
      "Слух о красоте Елены распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собирается несколько десятков знатнейших героев всей Эллады" ("Мифологический словарь").
      Да, это была настоящая Еленомания. Одна из эльфиек - тех самых, таинственных, прекрасных и недоступных соединила свою жизнь с простыми смертными людьми. Более того, за одного из этих смертных она должна была выйти замуж. Еленой восхищались, ее обожали до обожествления.
      И от такого великого обожания до великой ненависти всего один шажок...
      Царь Тиндарей, боясь своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать вражду к себе и будущему зятю, по совету Одиссея, связывает всех "соискателей" совместной клятвой оберегать в дальнейшем честь супруга Елены.
      И вот, мужем Елены становится брат микенского царя Агамемнона Менелай. Ему уступил Тиндарей приемную дочь, а вскоре - и царскую власть в Спарте...
      
      7. Гость
      
      Она была центром массовой мании, из-за нее теряли голову многие, в том числе - и лучшие из лучших.
      В центре безумия и незатронутая им никак: ни из-за одного из этих самых лучших не потеряла бы она головы.
      Окруженная толпой обожателей, она чувствовала себя одинокой и чужой.
      Конечно, слышала она не раз и о стране, где, вроде бы, жили подобные ей - эльфы. Но рассказы о крае Илион были странны, противоречивы, а порой и попросту нелепы. Незримым, но надежным порогом отделена была страна Илион от иных народов. И даже мысль человеческая с трудом проникала за этот порог. И Елене, воспитанной людьми, мир Светлании представлялся еще более чуждым, чем окружающий мир людей.
      И было так до тех пор, пока не прибыл в Спарту илионский принц Парис...
      
      Часть 3. Мир за Порогом
      
       "- Но что это было, дон Хуан?
      - Страж, хранитель, часовой другого мира, - сказал дон Хуан как нечто само собой разумеющееся".
      (Карлос Кастанеда "Отдельная Реальность")
      
      1. Куда направлялся "Арго"?
      
      Итак, Троянская война самое грандиозное событие на закате микенской эпохи. Но в это время знаменитейшие герои ахейского пантеона - Геракл, Ясон, Тезей уже стали давними и далекими легендами.
      Что интересного происходило тогда - не на закате, а на восходе микенской эпохи?
      Это было время, когда не огромные армии, а уникальные одиночки совершали самые удивительные подвиги.
      Начало эпохи и ее закат, разумеется, разительно отличались друг от друга. За исключением одной схожей черты. И на восходе и на закате однажды объединились вдруг лучшие из лучших, чтобы отправиться в трудный путь.
      В конце эпохи - чтобы отплыть к стенам Трои, и дать начало Троянскому эпосу. В ее начале - чтобы пересечь на корабле "Арго" Черное море с запада на восток. И дать жизнь легенде о походе аргонавтов.
      "Поход аргонавтов" и "Троянская война" - два самых грандиозных эпоса в истории греческих героев.
      Интересно, что и в случае с "Арго" центр ахейских интересов явно находится в зоне Причерноморья.
      Ни в Египте - этой древней цивилизации, с изощренной мистикой, нередко переходящей в нудную бухгалтерию. И не в западном Средиземноморье - тогда совсем диком краю, где люди вели полуживотный образ жизни.
      Нет - они отправились в Светланию, страну эльфов, этот загадочный край, где изощренные технологии и искусство жить в гармонии с собой и природой соединились самым непостижимым образом...
      
      2. Два капитана
      
      Итак, в поход аргонавтов отправились славнейшие из героев Эллады. Выбрать достойнейшего из них было делом непростым. Во избежание споров и столкновения амбиций, предводителем выбрали самого молодого - Ясона.
      В экипаже "Арго" был и чужеземец - фракиец Орфей. Как проводник он мог оказать большую помощь - ведь его родная Фракия как раз в Причерноморье и находилась.
      Но легендарный бард помогал ориентироваться не только в географии. Например, по совету Орфея аргонавты принимают посвящение в мистерии кабиров на острове Самофракия...
      
      Инициация - посвящение в мистерию - была важнейшим событием в жизни человека традиционной культуры. Она означала переход на более высокий уровень духовного развития.
      Инициация же для тех, кто уже считался прославленным героем должна была представлять из себя нечто сверхисключительное. В этом эпизоде, как и в ряде других, Орфей предстает не столько как проводник в сфере географии, сколько как проводник в сфере духовной.
      Иными словами, на "Арго" было два руководителя: своего рода, командир полка и комиссар. Ясон был капитаном, а Орфей - жрецом-наставником.
      
      3. И снова - куда?
      
      Эта двойственность касается не только руководства походом, но и сути самого путешествия. Эта двойственность породила долгие споры.
      Многие эпизоды похода аргонавтов позволяют отнести его к разряду путешествий в существующий в этой реальности Черноморский регион.
      Но многие другие эпизоды характерны, скорее, для путешествий мистических и шаманских. А шаманы и мистики путешествуют в иные реальности, в потусторонние миры.
      Впрочем, две противоречивые гипотезы можно объединить в одну. Но только, если предположить, что Причерноморье в те времена считалось особым, священным, сакральным регионом. И пересекающий границу Илиона действительно попадал в иной, потусторонний мир...
      
      4. Страж Порога
      
      Вспомним в связи с этим - каким предстает потусторонний мир в древней балканской мифологии.
      Знакомство с ним начинается со страшного стража. Это трехголовый пес по имени Орф (варианты - Орк, Орх).
      Выходит, на пороге Илиона аргонавтов встречает Орфей, а на пороге потустороннего мира души умерших, а также души путешествующих в трансе жрецов и шаманов встречает трехголовый Орф.
      Эти замысловатые повторяющиеся узоры мы встречаем и дальше. Орфей - проводник путешествующих по Причерноморью. Но Орфей же и один из немногих, кому при жизни удается совершить путешествие в Царство Мертвых и вернуться обратно.
      И все же, по большому счету, потустороннее путешествие Орфея окончилось неудачей. Ведь он рассчитывал вернуться вместе с прекрасной Эвридикой, но она до мира людей не добралась.
      Неудачным оказывается и союз Ясона с прекрасной Медеей. Она покидает Ясона и возвращается в таинственную Эйю.
      Последние годы обоих - Ясона и Орфея проходят в бессмысленных скитаниях и тоске.
      Орфея убивают вакханки - звучание его лиры вызывает их гнев. И лиру, и оторванную голову певца выбрасывают с высокого обрыва в реку.
      Ясон однажды находит на берегу заброшенный остов "Арго". И ложиться возле кормы, чтобы отдохнуть в тени корабля. Но обветшавший "Арго" вдруг разваливается, и его обломки убивают великого героя...
      Что-то пошло не так там - за Великим Порогом. Какую-то миссию должны были выполнить оба - и путешественник Ясон, и проводник его - Орфей.
      Но не справились Два Капитана, и дальнейшие их судьбы потеряли значение, и потеряли смысл...
      
      5. Геката
      
      Очень вероятно, что трехголовый пес, охраняющий царство мертвых находится в глубокой родственной связи с другим еще более значительным персонажем древней мифологии.
      Трехликая богиня Геката, владычица мертвецов и призраков, покровительница колдовства... Почти всегда сопровождает ее свора собак. Но о ней говорят также, как о трехголовой богине, едущей верхом на черной суке.
      Считается, что культ Гекаты впервые возник в Малой Азии. Где именно?
      У трехликой богини и имен было несколько. Одно из самых распространенных - Тривия, что и означает "трехликая".
      Тривия и Троя - не разные ли это вариации одного и того же имени?
      
      6. Гекуба
      
      Историки и поэты победившего патриархата, говоря о царской чете правителей Трои, гораздо больше внимания уделяют Приаму, чем супруге его Гекубе. И сведения о судьбе ее после падения Трои также обрывочны, кратки, да еще и противоречивы.
      Но зато - невероятно интересны!
      Вот что пишет по этому поводу "Мифологический словарь":
      "О дальнейшей судьбе Гекубы существовало две версии: либо она была перенесена Аполлоном в Ливию, либо была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт.
      Обе версии указывают на связь образа Гекубы с образом богини Гекаты: в Ливии было главное место культа этой малоазийской богини, а собака считалась ее священным животным. Мыс Киноссема ("песий курган") в Геллеспонте, где древние локализовали могилу Гекубы, назывался также памятником Гекаты".
      
      7. Стражи и проводники
      
      У выдающихся мистиков разных направлений и школ можно встретить один и тот же повторяющийся мотив: злобные демоны-стражи, закрывающие нам те или иные пути, имеют и другой, совершенно отличный облик.
      Но только сильным духом открывается этот иной лик. И тогда злобные демоны превращаются в ангелов-проводников, и открывают путь в высшие сферы Бытия...
      То же было и с Великой Богиней - Тройственной и Единой. И мрачная темная Геката, и покровительница Жизни и Света Деметра были лишь разными ликами Единой Сущности.
      Так же и альбии - жрицы Великой Богини: злыми колдуньями или жуткими монстрами могли обернуться они для незваных гостей. Но для чистых сердцем представали они прекрасными девами, проводницами в Волшебную Страну.
      
      8. Контакт и Конфликт
      
      Итак, два величайших эпоса древнегреческой мифологии - Поход аргонавтов и Троянская война разделены во времени. Между событиями похода и событиями войны прошли целые века. Но, как мы уже говорили, их объединяет место действия - Причерноморский регион.
      И, хотя обычно две эти истории рассматривают изолированно друг от друга, в них проступает глубинная смысловая и причинно-следственная связь.
      Ведь первая история повествует о Контакте двух миров. Контакте, у которого в Илионе с самого начала были сторонники и противники.
      Но в итоге даже самая горячая сторонница Контакта - Медея покидает ахейского героя Ясона.
      Провал попытки Контакта вполне естественно влечет за собой созревание Конфликта. Особенно, когда речь идет о столь разных цивилизациях и мирах...
      
      9. Жрецы и Купцы
      
      В первом очерке уже шла речь о "приоритетной деятельности" ахейцев: ею было мореплавание с целью торговли и грабежей. Слабых грабили, с сильными торговали.
      Рабы и рабыни, как это хорошо видно и из "Илиады", относились к числу особо желанных товаров.
      В общем-то, современная рыночная цивилизация активно воспроизводит многие характерные черты древней Ахиявы: превращение человека в товар, расцвет работорговли, разные стандарты для слабых и сильных...
      В жизни же Илиона купцы не играли сколько-нибудь значительной роли. Жители делились на три касты: высшие и немногочисленные жрецы и воины, и низшая каста - крестьяне и ремесленники.
      В высшие касты попадали только сильные духом и телом. Слабые находились под защитой и покровительством сильных. Рабство отсутствовало. Духовным аспектам жизни придавалось гораздо большее значение, чем материальным.
      Все это вместе и обеспечивало цивилизации Причерноморья стабильность на многие века.
      
      10. Эя
      
      Страна Золотого Руна в Восточном Причерноморье, позже названная Колхидой, именуется в мифе об аргонавтах Эя (Эйа, Эа). Но эти же мифы называют Эей и расположенный в устье Дуная остров волшебницы Кирки, куда аргонавты прибывают на обратном пути на Запад.
      Это еще одно из многих указаний на то, что все Причерноморье, от дельты Дуная на Западе до Колхиды на Востоке являлось единой страной.
      А Эя, возможно, одно из самых древних и священных ее названий. Оно состоит из одних гласных, а гласные буквы, по представлениям древних жрецов, происходят от Неба, тогда как согласные - от Земли.
      Возможно также, что от Эи произошло впоследствии и древнегреческое "гея" - страна, земля.
      
      11. Мужское и женское
      
      Между Эей и Ахиявой было еще одно фундаментальное различие. В Эе власть принадлежала женщинам, а в Ахияве - мужчинам.
      Это не означает, что среди высших жрецов и воинов Эи вообще не было мужчин. Особо выдающимся из мужчин открыт был путь наверх, но таких было меньшинство.
      Одним из таких и был жрец Орфей. Он же оказался и наиболее удобной фигурой в первоначальных контактах с аргонавтами.
      Даже самым выдающимся из ахейцев трудно было бы принять с самого начала наставницу-женщину. Предполагалось, что путешествие-инициация ведущее от одних ступеней посвящения к другим, еще более высоким, в конце концов, подготовит их и к этому.
      Но брак жрицы Медеи и воина Ясона завершился крахом. Ясон не смог отказаться от "ахейской модели", по которой главой семьи является муж. Медею же никак не мог устроить подобный вариант...
      Но растущее напряжение между Эей и Ахиявой стимулировало и напряжение между мужчинами и женщинами внутри этих стран.
      
      12. Кассандра
      
      Дети Гекубы проливают свет на многие тайны Троянской эпопеи - для тех, кто интересуется этими детьми.
      Ко времени начала войны сама Гекуба уже стара, и не может активно заниматься управлением Трои. Но ее взрослые дети полны сил.
      И разве не способна дочь ее Кассандра стать верховной жрицей Гекаты и царицей Трои?
      Кассандра, вещая Кассандра... Жрица и пророчица - ни разу не ошиблась она в пророчествах своих!
      Да только троянцы не настроены были слушать Кассандру...
      На востоке, среди величественных вершин Кавказа страна Эя оставалась собою - древней и вечно молодой. Но Троя, западные ворота Илиона была гораздо ближе к Греции, чем к Кавказу, и не могла не испытывать влияния соседей...
      
      13. Троянский Конь
      
      История Троянского Коня - эта история духовной катастрофы. Рассказы о ней - это отчет контуженных ею о причинах контузии. Эти попытки выяснить размеры деревянного коня и количество солдат в нем спрятавшихся напоминают рассуждения плюшевых медвежат об особенностях трагедий Шекспира...
      
      Историю монотеизма сегодня начинают с иудейской религии. Но с иудаизма начался мужской монотеизм. Культ Единой Трехликой Богини гораздо древнее.
      Однако, всякий монотеизм предполагает приоритет духа над плотью. И в этом главное отличие его от язычества или атеизма (который, по сути, является наиболее последовательной формой язычества). И в этом главная причина конфликта между монотеизмом и язычеством...
      
      Среди язычников Средиземноморья особо почитаем был культ хтонического бога, связанного со стихиями воды и земли. Его называли Зевс, Посейдон, Минотавр, а его наиболее популярными изображениями были позолоченный телец, или позолоченный конь...
      Эти эпизоды просто нужно прочитать один за другим.
      Сцена из Библии: пророк Моисей обнаруживает, что его соплеменники ликуют вокруг Золотого Тельца и готовы поклоняться этому идолу.
      Сцена из Троянского эпоса: пророчица Кассандра, обнаруживает, что ее соплеменники ликуют вокруг идола в форме коня, и готовы установить его в храме Трои.
      Дальше истории развиваются по-разному. Евреи вняли увещеваниям Моисея и сожгли Тельца. В итоге - они получили Землю Обетованную и священный город Иерусалим, и храм в этом городе. Правда, они дважды отходили от Единого Бога и дважды теряли и страну, и город, и храм.
      Троянцы пошли наперекор Кассандре сразу же...
      
      14. Эльф
      
      Самые интересные персонажи Троянской войны запрятаны среди отодвинутых на задворки фигур. Помимо наделавших много шума Париса и Гектора, был у Гекубы и еще один сын с очень примечательным именем: Елен.
      Елен - вот уж персонаж, так персонаж!
      Мы ведь говорили во второй части этого очерка, что Елена = Эльфийка. Но в таком случае Елен = Эльф.
      И говорили также, что подобные имена, скорее всего, получали елены (эльфы), оказавшиеся за пределами своей страны.
      Что ж, посмотрим, что сообщает "Мифологический словарь" в статье "Елен". А сообщает он вот что.
      Елен, как и сестра его Кассандра, обладал пророческим даром. Из-за конфликта с родичами удалился на гору Ида, и не участвовал в защите Трои.
      Затем, то ли попав в плен к Одиссею, то ли добровольно перейдя к ахейцам, Елен открывает им условия, при которых они смогут захватить Трою. Ахейцы выполняют эти условия и Троя взята!
      Почти никто не обратил внимания на это странное "совпадение": Троянская война началась из-за Елены, а закончилась из-за Елена!
      Между тем, после падения Трои Елен уходит вместе с ахейцами. И, по завещанию одного из них - Неоптолема, женится на Андромахе и царствует с ней в Эпире до конца своей жизни. В общем, плата за измену Трое и раскрытие ее секретов оказалась довольно приличной...
      
      Древнегреческая мифология иногда кажется нагромождением плохо связанных между собой эпизодов. Но гипотеза эльфийской цивилизации Илион вдруг открывает в этих событиях железную логику и глубокий смысл.
      И гораздо более того - в конце концов, черт с ними - с логикой и смыслом - она придает всему драматургическую завершенность и полноту!
      Прекрасная Эльфийка (Елена), заброшенная на чужбину судьбой, повзрослев, убегает к родной цивилизации матриархата. Но рожденный в лоне этой цивилизации Елен, предает ее, и отправляется в Ахияву, где путь к вершинам власти открыт исключительно для мужчин.
      И даже столь отдаленные во времени события, как поход аргонавтов и Троянская война, оказываются тесно связаны между собой.
      
      15. Раса внутри расы
      
      Постепенно, но неуклонно раскрываются перед нами все более отчетливые черты древней и великой цивилизации Илион. И облик тех, кто защищал эту легендарную страну и обеспечивал ее процветание на протяжении веков и тысячелетий.
      Эльфийки, альбии, жрицы-пророчицы и воительницы-амазонки. Высшие касты Илиона - лучших из лучших отбирали в них в течение многих веков. Так созревала раса внутри расы, и представители ее все меньше походили на обычных людей.
      Различными были символы, которыми обозначались высшие касты, и кланы, из которых они состояли: собаки, волчицы, медведицы, лоси, вепри.
      Но символом высших из высших было Солнце, источник Света, и лебедь - воплощенное благородство и Свет.
      Жрицей бога Солнца была Медея, и вся страна именовалась Илион, что означало Солнечная Страна.
      Лебеди и Солнце, лебеди и солнечный бог Аполлон - это указатели на пути к главным тайнам Илиона...
      
      16. Гиперборея
      
      Еще одна цитата из мифологического словаря:
      "В некую идеальную страну Гиперборею время от времени отправляется Аполлон на колеснице, запряженной лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы...
      Гипербореи относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Блаженная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные мотивы характерны для этого народа жрецов и слуг Аполлона".
      Лебеди, Аполлон, Гиперборея...
      Произнеся слово "Гиперборея" мы из глубочайшей древности прыгаем внезапно в самые бурные водовороты современности. Ведь в современном, и набирающем обороты во всем мире движении, которое называется "традиционализм", нет понятия более важного, чем Гиперборея. И на тему Гипербореи было сказано великое множество и гениальных и попросту вздорных слов.
      И об этой теме невозможно говорить мимоходом. Она достойна серьезного внимания.
      Но только - в следующих очерках!
      А очерк "Раса", второй очерк из цикла "Цивилизация эльфов", тем временем, подошел к концу.
      
      (с) Алекс Грин, 2005
      
      
      
      
      
      

  • Комментарии: 17, последний от 22/02/2011.
  • © Copyright Грин Алекс (alexgrin21@013.net)
  • Обновлено: 27/10/2005. 36k. Статистика.
  • Очерк: Альт.история
  • Оценка: 7.56*16  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.