Грин Алекс
Цивилизация эльфов. Страна

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 24, последний от 14/12/2013.
  • © Copyright Грин Алекс (alexgrin21@013.net)
  • Обновлено: 07/03/2006. 48k. Статистика.
  • Очерк: Альт.история Готик-Фэнтези
  • Оценка: 7.39*32  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Более, чем 10-летние исследования привели автора к весьма своеобразному взгляду на происхождение и историю эльфов в мифологии и иных пластах нашей реальности

  •   Алекс Грин
      
      ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЬФОВ. СТРАНА
      
      
      Пролог
      
      В этом очерке утверждаются совершенно невозможные вещи. И уверенные - "чего не может быть - не может быть никогда" - поступят очень верно не читая всего этого.
      А писать я буду об эльфах. Спасибо Толкину и трилогии "Властелин Колец", и, разумеется, спасибо одноименному фильму - теперь почти все знают - кто такие эльфы.
      Это прекрасные, грациозные и могущественные существа, появившиеся в древних мифах, и возрожденные в современном жанре фэнтэзи. И все знают также, что и мифы и фэнтэзи - это области фантазии и вымысла, не имеющие почти ничего общего с материальной реальностью.
      В одном очень даже неплохом романе-фэнтэзи есть такой смешной пассаж: "... он верил в древние цивилизации гномов и эльфов не более, чем в империю Кощеев Бессмертных или конституционную монархию Бабы Яги" (Сергей Лукьяненко, Ник Перумов "Не время для драконов").
      И вопреки этим очевидным вещам автор данного опуса собирается доказывать недоказуемое.
      А именно:
      - Эльфы действительно существовали
      - Они создали первую и очень высокоразвитую цивилизацию, резко отличавшую их от всех окружающих народов
      - Эльфы оказали огромное влияние на последующие цивилизации Земли
      - Образ эльфов в коллективной памяти человечества не оставался неизменным. Со временем он подвергся значительным вытеснениям и искажениям. Но цивилизация эльфов оставила достаточно следов, позволяющих очертить и основные вехи ее истории, и географию ее распространения
      
      Понимаю - нобелевские премии за такие исследования не получают. Но, во всяком случае, от создания этой работы автор получил огромное удовольствие.
       Надеюсь, что читатель, который не испугался с самого начала и добрался аж до этих строк, получит это удовольствие тоже.
      
      
      ОЧЕРК 1. СТРАНА
      
      
      Часть 1. Перворожденные и Светозарные
      
      "По винтовой лестнице в комнату спускалась хорошо одетая и немыслимо прекрасная женщина.
      - Гаррет, - прошептала Майя. - Эта женщина не человек. Она чистокровный светлый эльф".
       (Глен Кук. "Холодные медные слезы").
      
      1. Эльфы, альвы, альбиле
      
      Итак, эльфы пришли из западноевропейской мифологии. А современная фэнтэзи, начиная с Толкина, дает их образы особенно выпукло и ярко.
      Древнейшая раса, предшественники человечества. В отличие от фей, меняющих размеры и форму, эльфы по облику своему подобны людям. Но каким людям!
      Их красота потрясает и гипнотизирует. Их часто именуют "светлыми" и "светозарными". Эльфы обладают удивительными "магическими технологиями", суть которых человеку ухватить почти невозможно. Непостижимым образом они умудрились соединить в своем облике и аристократическую утонченность и близость к природе и ее первичным силам. А их волшебные песни и танцы затмят любые человеческие хиты.
      Неудивительно, что при таких данных они живут в среднем лет по 500-600.
      Но откуда эти эльфы в западноевропейской мифологии взялись - и слово, и вкладываемый в него смысл?
      Тут современной науке все ясно: "эльфы восходят к германоскандинавским "алвам". Здесь вопросов нет - и по описанию и по звучанию более ранние "светлые альвы" очень похожи на "светлых эльфов".
      Но откуда сами германоскандинавские альвы взялись? Тут науке многое непонятно. Но она от этого особо не огорчается - мифы - это же просто полет поэтической фантазии, концы с концами здесь сходиться не обязаны.
      Но раз уж мы потащились на восток - от эльфов Британии к континентальным альвам, давайте продолжим этот путь и обратимся к еще более древним мифологическим пластам. И тогда, добравшись до юго-восточной Европы, мы встретимся с интереснейшими существами.
      В восточнороманской мифологии их называют "альбиле", что в переводе с румынского означает "белые". Впрочем, это слово когда-то обладало очень широким спектром смыслов, и мы им еще займемся. Пока же выделим основные значения: "белые", "светлые".
      Подобно эльфам они необычайно красивы, обладают магическими способностями, учат смертных пению и танцам. Но...
      Но в отличие от эльфов и альвов - альбии - исключительно женского рода.
      И их называют также целым веером имен-характеристик: фрумоаселе (красивые, прекрасные), доамнеле (госпожи), еле (они), дынселе (те), сфынте (святые).
      Безусловно, альбиле - это богатейшая и интересная тема. Однако, отсутствие у этого волшебного народа мужского рода - разве оно не сужает пространство для маневров?
      Что ж, если говорить абстрактно и вообще - отсутствие мужского пола у какого-либо народа безусловно это пространство сужает. Но в данном конкретно случае - расширяет, и расширяет колоссально!
      
      2. Альбия - Илиана
      
      Собственно, в связи с отсутствием мужского пола, альбии зависают где-то между эльфами и феями. Прекрасные феи и сами теперь встречаются не так уж часто - но прекрасный усатый фей не попадался еще никому и никогда!
      Но есть в мире мифов еще один (и, пожалуй, только один) народ, у которого женщины радикально потеснили мужчин. И называется этот народ - "амазонки".
      И есть одна и только одна героиня в восточнороманской мифологии, которая в некоторых сказаниях фигурирует как королева амазонок. Звать ее "Илиана Косынзяна".
      По-русски, обычно пишут "Иляна", но, мне кажется, такое написание искажает звучание этого имени. И, если уж писать "Иляна", то и "Илиаду" надо сменить на "Иляду".
      Илиана - очень двойственный персонаж. Иногда она королева амазонок, причем, довольно кровожадная. А иногда - прекраснейшая из волшебниц, которую именуют также Флоаря Флоарелор (Цветок Цветков) и Фрумоаса Лумий (Краса Мира).
      В-общем - такая интересная смесь эльфийки с амазонкой.
      Но имя то ее - Илиана - румынизированный вариант древнегреческого "Елена". А Елена в переводе на русский означает "Светлая". То есть, мы получаем ту же альбиию, только в древнегреческой версии!
      Кстати, от этого же древнегреческого корня происходит и венгерское имя Илона, а от латинского "алб" также и имя Альбина.
      Но если у Илианы так много общего с альбиями, то, может быть, и у альбий можно найти нечто общее с амазонками?
      Но разберемся прежде с еще одним вопросом - с "белыми" и "светлыми" корнями.
      
      3. Открытие Илиона
      
      Очертим сначала круг ассоциативно близко связанных между собой в мифопоэтическом мышлении понятий: светлый, солнечный, божественный, высокий, белый.
      Трою древние греки называли также Илион. Это название города, или города- государства, или страны. Соответственно, исходя из древнегреческого, Илион - Город Солнца, или Город Света, или Страна Света.
      Поскольку Илион находился на стыке Причерноморья и Средиземноморья, поищем соответствия и в других древних языках этого региона.
       Отметим похожий латинский корень, лежащий в основе иллюминации (освещения), и иллюминатов (тайного масонского общества).
      Обратим внимание на ивритское "эль" (Бог, сила, возможность). И на ивритское "эльйон" (высший, главный, важнейший).
      Продолжая ивритскую тему, перейдем к слову "белый". На иврите - "лаван". Причем, буква "бэт" может звучать и как "б", и как "в".
      Те же "л" и "б" в основе латинского "альбус".
      Не очень далеко ушел и древнегреческий "белый" - "левкос", или "лейкос".
      А в собственно русском "белом" - опять "б" и "л", только, поменявшиеся местами. Впрочем, в русских же "лебедь" и "лебеда" (и птица, и растение получили название из-за своего белого цвета - оперения и листьев с изнанки), "л" и "б" переворачиваются снова.
      При переходе от румынских альбий к скандинавским альвам, "б" трансформируется в "в". А трансформируя "в" в "ф" мы приходим к так популярным теперь эльфам.
      Запомним связи между этими понятиями и их буквенной формой - они нам еще пригодятся не один раз. И вернемся к Илиане и альбиям...
      
      Сделаем одно маленькое предположение, которое позволит нам выстроить большую и весьма оригинальную гипотезу.
      Предположим, что когда-то сходство между Илианой и альбиями было еще большим, доходя до почти полного тождества. То есть - это было не имя собственное, а название легендарного народа. Ведь в древние времена имена собственные часто производили от названия племени.
       Иными словами, в нашей цепочке, получаемой при движении с северо-запада Европы на юго-восток, и, одновременно, от поздних мифологических пластов к более древним, мы получаем еще одно звено: эльфы, альвы, альбии, илианы.
      При этом илианы (елены) и альбии наиболее близки друг другу. Если воспринять описание илианы в восточнороманской мифологии как описание представительницы народа илиан, то это почти та же альбия - светлая, белая прекрасная, и исключительно женского пола.
      Различие одно. Альбия - совершенно волшебное, нематериальное существо. Илиана же способна существовать и в волшебной, и в материальной реальностях. В своем более материальном воплощении она является женщиной-воином, амазонкой.
      Но если мы допустили существование народа илиан, мы можем допустить, что у него была и страна. Страна под названием Илион...
      
      3. Следствие продолжается
      
      Илион?! Да, начав со странных утверждений, автор переходит к совершенно диким и несусветным. И есть немало железных аргументов, начисто опровергающих эти утверждения. Признаем это сразу, и не будем забывать ни на миг.
      Но если уж быть объективными, и присмотреться повнимательнее - и в поддержку этих утверждений также существуют не менее железные аргументы!
      Так что же за ерунда получается в итоге?
      А получается, что мы наткнулись на весьма драматичный и противоречивый пласт человеческой истории. А значит - не будем спешить с выводами. Дело не закрыто - расследование продолжается.
      Невзирая на протесты "прогрессивной общественности", автор продолжает идти по следу "эльфийской цепочки" и выдвигает следующие рабочие постулаты:
      - В реально существовавшей древнейшей цивилизации эльфов жещинам принадлежала доминирующая роль. Еще точнее было бы называть ее "цивилизацией эльфиек".
      - Цивилизация эльфов имела четко выраженную кастовую структуру. Причем, на ключевые позиции в высших кастах жрецов (магов) и воинов допускались преимущественно женщины.
      - Представительниц этой цивилизации называли илианами (еленами). В илианах следует искать истоки легенд о волшебницах и амазонках. Илианы - начало цепочки, приводящей нас к альбиям, альвам и эльфам.
      - Страна илиан (елен, амазонок) находилась в Причерноморье, и одно из ее названий - Илион.
      
      4. Первое "столкновение цивилизаций"
      
      В вопросе амазонок историческая наука так и не пришла к единому мнению. И все же, доминирующая позиция: племя это легендарное и вымышленное. Впрочем, и Трою наука считала вымышленным городом до тех пор, пока ее не раскопал археолог-любитель Генрих Шлиман.
      У древних греков об амазонках говорилось много. Вот что писал о них знаменитый афинский оратор Лисий:
      "Амазонки, жившие на реке Фермодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие, и первые, которые стали ездить верхом. Они легко догоняли бегущих врагов и легко уходили от преследования. Амазонки властвовали над многими народами, поработили своих соседей, но пошли на греков и тут потерпели решительное поражение".
      Античная традиция довольно подробно описывает распространение амазонок до их столкновения с греками.
      Исходные регионы: Восточное Приазовье (район реки Дон) и Восточное Причерноморье (предгорья Кавказа). Отсюда амазонки под предводительством королевы Лисиппы отправляются в поход через Кавказ, и на южном берегу Черного моря захватывают богатую и удобную для коневодства долину реки Фермодонт (ныне, в современной Турции, река Терме-чай).
      Преемницы Лисиппы берут под контроль и Северное Причерноморье, вплоть до Дуная. А затем, двигаясь и по северному, и по южному берегам, замыкают кольцо своих причерноморских владений.
      Дальнейшая экспансия на запад, к берегам Эгейского моря встречается со встречной экспансией микенских греков на восток.
      Столкновение было весьма драматичным и весьма продолжительным. Если судить по древнегреческой мифологии, "решительное поражение" оборачивается веками напряженного противоборства.
      Это противоборство началось уже в "золотую эпоху греческого героизма", и лучшие из лучших, такие как Геракл и Тезей, были брошены в бой.
      Тезей, правитель Афин, впрочем, не только воевал с амазонками, но и женился на амазонке Антиопе. А между тем, армия амазонок дошла и до Афин, где захватила стратегическую высоту - холм, на котором впоследствии находился высший суд этого города-государства - Ареопаг. И лишь переговоры при участии жены Тезея спасли афинян от окончательного поражения.
      От брака Тезея и Антиопы, кстати, родился Ипполит, в которого впоследствии влюбилась вторая жена Тезея - Федра. И это дало мировой драматургии весьма популярный сюжет.
      Амазонки принимают активное участие и в самом грандиозном событии поздней греческой мифологии - Троянской войне. Войне, которая растянулась, как минимум, на десять лет, невзирая на значительное численное превосходство микенцев. Современные историки полагают, что предания "Троянского цикла" - это отражение реальных событий, имевших место в 13 веке до нашей эры.
      Именно после падения Трои, как сообщают греческие авторы, варварские народы Малой Азии, объединившись, изгнали амазонок из Южного Причерноморья.
      Но что интересно: с горизонта истории исчезают не только проигравшие Илион и амазонки, но и победители!
      
      Да, для многих наших современников все "древние греки", как говориться, "на одно лицо". А между тем это понятие смешивает очень разные народы и культуры. Впрочем, есть нечто действительно их объединяющее - общая мифология и религия.
      Эту "мифорелигию" создали племена греков-ахейцев. Они доминировали на Балканском полуострове в так называемый "микенский период истории Древней Греции" (1650-1100 гг. до н. э.).
      В 12 веке до н. э. на Балканский полуостров вторгаются полупервобытные племена дорийцев. И микенский период стремительно завершен!
      Ахейские города в большинстве своем уничтожены. На материковой Греции исчезает слоговая письменность. Во многих отношениях регион отброшен в каменный век.
      За исключением одной сферы: эти полудикие дорийцы владеют технологиями работы с железом.
      И, тем не менее, над Грецией воцаряются несколько веков глубокой тишины. Лишь в 8 в. до н. э. начинается оживление, зато оживление весьма бурное. "Новые древние греки" завершают переход от общинно-родового строя к рабовладельческому. Активизируются экономические связи. Начинается Великая греческая колонизация Средиземноморского бассейна. Местные наречия постепенно сливаются в общегреческий язык. Вот тут, в процессе становления новой общегреческой культуры и всплывает мифорелигиозное наследие давно исчезнувших ахейцев.
      Гомер, приблизительно, в 8 в. до н. э. и воспевший ахейцев в "Илиаде" и "Одиссее", никакого этнического отношения к ахейцам не имел. Расцвет классической Эллады приходится на 5 в. до н. э. Именно в это время и появляются многочисленные литераторы, философы, историки, обильно пишущие и обильно цитируемые сегодня как "древние авторы". Но как они являются глубокой древностью для нас, так и микенский период был далекой древностью для них.
      Между "классическими эллинами" и ахейцами гораздо большая пропасть, чем между эллинами и древними римлянами. Да, римляне тоже переняли "олимпийскую мифорелигию", сначала завоевав ее предыдущих "носителей", но разница между римлянами и греками видна нам достаточно хорошо.
      А для успеха нашего "исторического следствия" необходимо также хорошо понимать разницу микенской и классической Древней Грецией...
      Но вернемся к Троянской войне, и выдвинем по ее поводу еще несколько рабочих постулатов...
      - Троянская война была мощным и завершающим аккордом крупнейшего (и, возможно, первого) в Истории Древнего Мира столкновения цивилизаций.
      - В этом столкновении участвовали, с одной стороны, античная сверхдержава Илион и ее многочисленные вассалы и союзники, а с другой - сверхдержава Микены и ее многочисленные вассалы и союзники.
      - Это столкновение было вызвано не только и не столько материальными потребностями в захвате жизненного пространства. Как это будет подробно показано дальше, его главная причина - антагонистическая несовместимость двух образов жизни, двух очень разных способов восприятия мира и существования в нем.
      - Веками созревало это противостояние, и, в конце концов, разрядилось в невероятно мощной форме. Результатом стали бурные перемены в огромном регионе и падение обеих противоборствующих цивилизаций.
      
      5. В ожидании миров
      
      Очень интересны и более отдаленные последствия этого грандиозного столкновения и крушения цивилизаций.
      Микенская цивилизация создала самобытный и неповторимый мир. С только ей присущими бытом, традициями, героями, богами и законами мироздания. Весь этот "Олимпийский космос" рухнул под натиском полупервобытных дорийцев.
      Рухнул... чтобы столетия спустя воспроизвести себя в классической Элладе.
      Завоеванной впоследствии Римом.
      Римом, сменившим свои традиции на культуру и религию побежденных.
      Таким образом "Олимпийский космос" воцаряется на огромной территории. Сменив обертку на "Римский мир", он сохранил неизменной свою внутреннюю суть.
      Эпоха Средневековья, кажется, окончательно ставит крест (в прямом и переносном смысле) на мире олимпийского язычества. Но в Эпоху Возрождения Олимпийский космос возвращается вновь...
      Цивилизация Эльфов и ее космос - это нечто гораздо более скрытое и загадочное. Тем не менее, по ходу нашего исследования мы приоткроем и конкретизируем многие ее существенные черты. Пока же отметим, что за границами Римского мира, на его "варварской периферии", среди фракийцев, даков, кельтов, готов и других германских племен, "Эльфийский космос" был не менее активен, чем Олимпийский на территории империи латинян.
      А конец 20-го столетия и начало 21-го - время беспрецедентного бума фэнтэзи и несомненного Эльфийского Возрождения...
      
      Психолог Карл Юнг считал, что в психике каждого человека присутствуют мощные пласты "коллективного бессознательного". Это врожденные и скрытые до поры до времени идеи и образы, которые могут проявиться в сновидениях или кризисных ситуациях. Юнг назвал их "архетипы" - первообразы.
      Но в нашем случае мы имеем дело с чем-то еще более удивительным - с целыми мирами, с архекосмосами, скрытыми в нашей душе! Исчезающими почти бесследно, и возвращающимися вновь. Проходя сквозь века, пространства и очень разные народы
      Неужели, эти космосы возвращаются лишь для того, чтобы столкнуться?!
      Неужели они сталкиваются лишь для того, чтобы затонуть?!
      
      Часть 2. Светлания
      
       "Знаю стала ты светом,
       Но не ведаю где ты,
       И не знаю где свет..."
       (Из испанской поэзии).
      
      1. Букет революций
      
      У имени Елена есть очень хорошее соответствие в русском языке - Света, Светлана. И страну Илион в русифицированном варианте можно называть Светлания.
      Если мы допустим, что сообщение афинянина Лисия об амазонках достоверно, то это означает, что Светлания-Илион была страной осуществившей целый букет революций. Важнейшие из них связаны со всадниками и железными орудиями. И то, и другое, по мнению историков, привело к радикальнейшим изменениям в жизни людей.
      Но есть ли хоть какие-то аргументы в поддержку истинности слов Лисия?
      Ну, во первых оба этих события произошли довольно близко друг от друга - в Восточном Причерноморье. Первые всадники появились в степях у северных берегов. А изготовлением железа прославилось "племя халибов" на малоазиатском побережье.
      И как раз эти края древние греки называют в числе первых, оказавшихся в сфере влияния амазонок.
      Что же касается второй части сообщения Лисия, то она очень логично вытекает из первой. Цивилизация, овладевшая в те времена столь революционными технологиями, действительно могла без особого труда занять доминирующее положение среди всех соседних народов.
      Быть может, значение и нюансы тех древних революций современному человеку понятны не очень хорошо. Но они стоят того, чтобы познакомиться с ними поближе.
      
      2. Всадницы Светлании
      
      Итак, копнем поглубже, но лопата нам не потребуется. Не вставая с дивана (кресла, стула), мы займемся "археологией смысла". Это проще, особенно для ленивых, но иногда не менее эффективно, чем беготня по холмам и долам.
      Так что же такое всадник?
      Просто, человек верхом на лошади? Отнюдь нет!
      Вот, к примеру, "жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат". Он ведь и без лошади всадник. А многие современные кавалеры и лошадей-то близко не видели, но кавалер-то в переводе и означает всадник.
      Или, если серьезнее - трепетное отношение к всадникам сохранилось и до наших дней. А первые всадники, вообще, были восприняты как чудо. И слово всадник стало званием, которое присуждалось самым лучшим, благородным, знатным.
      Римские всадники, испанские кабальеро, французские шевалье, русские кавалеры... Звание, ставшее почетным на тысячелетия - от воинов античности до рыцарей Средневековья...
      
      Но вернемся к заре истории, к первым шагам симбиоза человека и лошади. Собственно, как это ни странно, симбиоз этот начался с третьего элемента - с колеса. Тележки, телеги, которые поначалу люди тащили сами. Но вскоре уступили эту "почетную миссию" лошадям.
      Огромным прорывом в военном деле стали боевые колесницы - эти "танки античности".
      Ахейцы активно использовали колесницы в Троянской войне. Но имелись они только у самых богатых, знатных, сильных.
      Однако, именно всадники из причерноморских степей, действительно, перевернули все! Гораздо более маневренные, чем колесницы. Способные эффективно действовать в одиночку, или же мгновенно собираться в грозную, единую, стремительно несущуюся массу.
      Впрочем, почему всадники? Мы ведь говорим о всадницах Светлании, великолепно ездивших верхом, прекрасно стрелявших из лука, и вооруженных чудесными железными мечами...
      
      
      3. "Управляемая революция"
      
      Есть четкие вехи, отмечающие этапы развития Человечества.
      Каменный век, бронзовый век, железный век.
      При этом, железный век оказался самым революционным. Вплоть до самого конца века бронзы, орудия из этого сплава так и не смогли полностью вытеснить каменные и даже деревянные.
      И главных причин было две: хрупкость бронзы и редкость месторождений медных и оловянных руд, из которых и изготовляли этот сплав.
      Это высвечивает преимущества "сверхреволюционного" металла: залежи железной руды были распространены почти повсеместно, и железо не обладает хрупкостью бронзы.
      Правда, в комплект с двумя плюсами затесался и один минус: для ковки железа требуется гораздо более высокая температура, чем для меди - не ниже 1075 градусов. Для создания необходимых условий здесь требовался настоящий технологический прорыв.
      И тут мы сталкиваемся с удивительнейшим фактом: между этим прорывом и массовой железной революцией прошло не меньше тысячи лет! И вовсе не потому, что "железные технологии" никого не интересовали.
      Да, поворотной точкой в железной революции считается 12 век до н. э. - на Переднем Востоке начинается массовое производство железа.
      Но в клинописных табличках 3-го тысячелетия до новой эры, где описывается жизнь ассирийских торговых колоний в Малой Азии, есть на эту тему интереснейшая информация. Создатели этих таблиц, ассирийские купцы, в основном занимались торговлей металлами. В Малую Азию они везли олово. Оттуда самые "пробивные" из них пытались вывозить изделия из железа. "Пробивные способности" требовались в связи с тем, что торговля железом строго контролировалась местными властями.
      Спрос на железные изделия был колоссальным. Железо в те времена стоило в 40 раз дороже серебра, и в 8 раз дороже золота!
      Особо высоко ценились железные мечи. Но невзирая на энтузиазм потенциальных "потребителей", железное оружие на протяжение огромного срока почти не выходило за пределы небольших регионов Причерноморья. И тысячелетие спустя, штурмуя Трою, ахейцы сражаются медным оружием, "изощренной медью", говоря словами Иллиады.
      Между тем, стоило Илиону рухнуть, "железные технологии" распространились взрывообразно и на огромных территориях. Но последствия этого оказались вовсе не такими, какими их представляли наиболее активные "борцы с железной монополией". Кровавую точку в эпохе бронзы поставили толпы варваров, вооруженных резко подешевевшими железными мечами!
      
      Что можем мы сказать об этой цивилизации железных монополистов?
      Она сохраняла стабильность на протяжении многих веков. И на огромном пути человеческой истории с древнейших времен и до наших дней лишь очень немногие государства обладали подобным качеством.
      Она была способна создавать революционные технологии. И не впадать в искушение их бездумной массовой эксплуатации.
      Тысячелетие "управляемой революции" - поразительное достижение, которое впоследствии не сумел повторить никто!
      
      4. Алхимия стали
      
      Стоит подчеркнуть: знания, которыми обладали жители древнего Причерноморья, во многом, были уникальны не только для тех далеких дней. Некоторые из древних "ноу хау" не разгаданы и по сей день.
      Металлургия, к примеру, вовсе не развивалась по непрерывной восходящей линии от прошлого к будущему. Так, секрет производства знаменитой еще в античности дамасской стали был окончательно утрачен в Средние века, когда спрос на оружие из "Дамаска" был особенно велик.
      Этот спрос породил множество подделок, имитировавших внешний вид Дамаска - особую узорчатую поверхность. Но настоящая дамасская сталь - это и особая прочность, и острота и целый ряд других уникальных характеристик.
      Специалисты знают, что Дамаску присущ и особый цвет и рисунок узора, и неповторимый чистый звук, который при легком ударе издает клинок.
      И в наши дни периодически всплывают "сенсационные" сообщения: секрет дамасской стали разгадан. Но в США технология производства дамасской стали считается открытием, которое может быть запатентовано. И до сих пор этот патент не удалось получить никому...
      Но вернемся от железа к временам меди и бронзы. На складах древних металлургов рядом с медными заготовками обнаружено и большое число компонентов (олово, мышьяк, сурьма и др.) для получения искусственных примесей.
      При наличии такого числа элементов вероятность получить сплав с желанными качествами "методом тыка и случайного перебора" крайне низка. Здесь необходимы точные знания - что, в каких количествах, и в какой технологической последовательности.
      А где находились древнейшие центры производства меди и бронзы?
      Все там же - в Малой Азии!
      Рядом с богатым медным месторождением Эргани-Маден в древнем поселении близ Чайону-Тепези обнаружены медные изделия, датируемые 8-7 тысячелетиями до нашей эры. В южной Малой Азии, в хорошо известном любому археологу Чатал-Гююке, в слое, датируемом 6000-5900 годами до нашей эры, раскопаны украшения из меди и остатки печей для обжига руды.
      Интересно, что и при переходе от меди к бронзе Малая Азия осталась ведущим металлургическим регионом, несмотря на отсутствие собственного олова. В то время как страны, располагавшие всеми сырьевыми компонентами для получения бронзы, по прежнему вынуждены были приобретать ее извне.
      Решающим здесь было не сырье, а знание технологических секретов!
      
      Современные методы анализа показали, что в некоторых древних кузнечных мастерских восточного Причерноморья к железу добавляли примеси из костей животных. Высказывалось предположение, что совершалось это в каких-то ритуальных целях.
      Но в 1975 году американские ученые Р. Меддин и Д. Гаскелл опубликовали неожиданнейшие результаты своих экспериментов. Изучая влияние примеси костей животных на температуру размягчения стали, они установили: при определенном составе примеси можно достичь резкого понижения температуры ковки железа - до 960 градусов!
      А ведь до этих пор считалось чуть ли не непреложным законом природы: минимальная температура, при которой железо можно ковать - не менее 1075 градусов. И вдруг выяснилось, что существовал способ понизить эту "минимальную" температуру более чем на 100 градусов. И способ этот спокойно применялся на заре металлургии. А потом, по ходу ее развития (?!) этот способ был утерян на тысячи лет!
      
      Итак, центры высокоразвитой металлургии существовали в Малой Азии даже не века - тысячелетия. И те, кто ими управлял, на протяжении всего этого огромного срока сумели поддерживать внутреннюю стабильность, необходимую для их функционирования. Более того, им удавалось эффективно пресекать постоянные попытки сильных и многочисленных соседей получить эти искушающие технологии в собственные руки.
      Для решения таких грандиозных задач необходимы были не только технические знания, но и нечто гораздо большее...
      
      5. Илион - прошедшее будущее
      
      Странная получается история с историей. История говорит: во времена ахейцев уже существовали мощные державы - Египет, Ассирия Вавилон. С ассирийцами, которые также интенсивно, как и ахейцы, бороздили на своих судах морские просторы, последние не могли не конфликтовать. С египтянами, как свидетельствуют документы, у ахейцев происходили интенсивные военные столкновения.
      Но в коллективной памяти этих древних жителей Греции и Ассирия и Египет оказываются в тени. В тени то ли вымышленного, то ли малюсенького Илиона. В тени совершенно невозможных амазонок...
      Но если мы примем рабочую версию Илиона- Светлании эти странности становятся объяснимыми, как и многие другие странности того исторического периода.
      Илион поразил воображение ахейцев больше, чем Ассирия или Египет именно потому, что представлял из себя нечто гораздо более грандиозное, чем две эти древние державы. Илион был не малюсеньким городом-государством, а цивилизацией, расположенной на внушительном пространстве. Амазонки же были элитными войсками Илиона.
      Светлания, как цивилизация, на порядок превосходила все прочие, даже самые мощные государства своей эпохи.
      Огромны были технические достижения Светлании, но в других сферах "цивилизация перворожденных и светозарных" достигла еще больших высот. Ее успехи в природных технологиях, позволившие оседлать лошадей, еще более впечатляющи.
      Сфера одомашнивания животных сложна и парадоксальна. Чем "цивилизованнее" становилось человечество, чем больше накапливало формальных знаний о природе, разложив все живое на виды, классы подклассы, тем более жалкими становились его успехи в одомашнивании дикой природы.
      Новые породы домашних животных выводят из старых пород домашних животных. Но основная-то работа по выведению домашних животных из диких была сделана на заре истории. И не очень теперь понятно - как?
      Все, что мы можем в отношении дикой природы сегодня - уничтожать или беречь. Но тайны подлинно творческого сосуществования с природой утеряны.
      Считается, что цивилизация в своем развитии может ориентироваться или на технику, или на природу. Эллины, за ними - римляне, теперь - современные западноевропейцы - ступени нарастающей технократизации общества.
      Результат: разрушение природы и роботизация личности.
      Но самое смешное и трагичное: многочисленные попытки альтернативного развития под лозунгом "назад к природе!" приводят к еще более кошмарным результатам! История цивилизаций Азии, Африки и Америки, вроде бы, ориентированных на гармоничное сосуществование с природой - это история провалов и тупиков.
      Илион, страна эльфов, оказывается единственной в Истории Земли цивилизацией, сумевшей сочетать интенсивное развитие и в природных, и в технических технологиях. И существовать при этом многие века.
      Илион... Далекое прошлое. Его не поймешь - и будущее не отыщешь...
      
      Часть 3. Закат и Золото...
      
      "Это не был мой выбор - явиться в этот мир под именем Ерекозе, Вечный Победитель, надеть доспехи и возглавить огромную армию, назвавшись первым воином человечества; а потом узнать, что элдрены вовсе не нечестивые собаки, как утверждал король Ригенос, а, наоборот, жертвы бессмысленной человеческой злобы..."
      (Майкл Муркок "Феникс в Обсидиане")
      
      1. Эльфийский взрыв
      
      Похоже, наука - это такой вид деятельности, который помогает хорошо ориентироваться в последствиях. И который буксует, когда необходимо разобраться в причинах.
      Как уверенно говорят ученые о том, что делалось во Вселенной в первые секунды после Большого Взрыва и появления первого атома. Но откуда взялся эти Взрыв и атом, создавший целый Мир?!
      Тайна, покрытая мраком.
      Так же все "понятно" и с живой природой. Нет, после появления живой клетки, действительно, многое ясно растения и животные, одноклеточные и многоклеточные, и т. д.
      Но откуда взялась сама клетка, удивительный микрокосмос, структура более сложная, чем современный мегаполис?
       Ну, объясняют нам, Земля была покрыта Океаном, веками непрерывно бушевали дожди и грозы, сверкали молнии, и вдруг - "бац!" - и появилась клетка.
      Но если не обращать внимание на это "бац!" - дальнейшее очевидно: взрыв жизни, живые организмы интенсивно преобразуют всю планету, создавая динамичную и развивающуюся биосферу.
      И вслед за сферой Космоса, и биосферой, сделан был третий шаг - ноосфера - сфера разума, создаваемая деятельностью человеческих цивилизаций. И здесь со вторичными и третичными последствиями особых неясностей нет.
      Но как совершен был самый первый и определяющий все дальнейшее шаг к построению цивилизации? И не была ли первая цивилизация таким же шедевром, как первый атом, в котором заложены все потенциальные возможности Космоса? Как первая клетка, универсальный материал для всего разнообразия жизни?
      Нечто простое, гениальное и совершенное - "эльфийский взрыв" - мощный толчок для всей последующей истории...
      
      
      
       Каменный век, бронзовый век, железный век - выявленные археологией четкие ступени непрерывного восхождения к "прогрессу".
      Любопытно, что в мифологиях многих и очень разных народов доминирует совершенно противоположная концепция. Четкие ступени непрерывной деградации: золотой, серебряный, медный и железный века.
      Золотой век - время блаженства, долгой жизни, не омраченной болезнями, и непосредственного общения с богами.
      Железный век - время войн, жестокости и изнурительного труда.
      А ведь при всем при этом, две противоположные концепции - научная и мифопоэтическая - заканчиваются одинаково - железным веком. Просто для одной это вершина эволюции, а для другой - нижний уровень деградации.
      Но согласно мифам, золотой век, завершившись в этом мире, продолжает присутствовать в неких скрытых пластах - на недоступных простым смертным "островах блаженных". На острова блаженных уходят лучшие из героев. Туда же отправились и эльфы, когда вознамерились покинуть человеческий мир.
      Острова блаженных - зона за пределами здравого смысла. Как первый атом и Большой Взрыв...
      
      2. Права и пираты
      
      Это очень важный нюанс: железный век начался не с появлением орудий из железа, а с падением системы контроля над "железными технологиями". Троянская война бесповоротно сокрушила эту систему. Она стала последним и роковым ударом по Илиону - Цивилизации Золотого Века.
      Ахейцы сыграли роль первой ударной силы, первой волны реальности новой. Кто они, и чем была наполнена их жизнь?
      Сам ландшафт греческой части Средиземноморья со множеством гор, извилистых бухт и островов толкал людей в море. Цели морских путешествий ахейцев были не столько романтические, сколько весьма и весьма прозаические. Торговля. Работорговля. Грабежи.
      Вот как по простому и незателиво повествует об этом один из "культовых" героев олимпийской культуры царь Одиссей:
      "Ветер от стен Илиона привел нас ко граду киконов,
      Измиру: град мы разрушили, жителей всех истребили,
      Жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много,
      Стали добычу делить мы..."
      (Гомер, "Одиссея", 9, 39)
      Тут впечатляет не столько описание грабежа (редкие войны обходились без них), сколько удивительно непринужденная легкость перехода от первой строчки ко второй. Действительно, если уж ветер привел нас к какому-то городу - ничто иное, кроме убийств и грабежей на ум просто не приходит!
      
      Важнейшей из свобод для "ахейских пионеров моря" была свобода выбора между торговлей и грабежом. И в Средиземном море они этой свободой пользовались сполна. Даже могущественный Египет не единожды становился объектом ахейских нападений.
      И хотя формально ахейская Греция, царство Ахиява, как именовали его соседи, не было единым государством, это был сплоченный и эффективно действующий совместно союз. Во главе со "златообильными" Микенами и их "пространновластительным" царем.
      Но вот на море Черном царство Ахиява своей главной свободы было лишено. А ведь Причерноморье тогда было уникальнейшим источником товаров.
      Железные орудия позволяли обрабатывать и земли, прежде к хлебопашеству совершенно не пригодные. Так что не только изделия из металла, но и хлеб, и многое другое могла предложить соседям Светлания.
      Но воздвигла при этом страна Илион на берегу узкого пролива Босфор город Илион, "священный Илион", Светоград. Так возникла неприступная цитадель, контролировавшая движение судов из моря Средиземного в Черное.
      Торговля Илионом только приветствовалась, а вот грабежи стали проблематичными. Нарушение основных прав пиратов было, как говориться, налицо...
      
      3. Цивилизации против "сверхцивилизации"
      
      Это было так соблазнительно - сокрушить Светоград. И почти невозможно: Илион был не просто одной из цивилизаций, а единственной, неповторимой и уникальной сверхцивилизацией.
      Но уникальность же определяла и слабое место Илиона. Единственный - одинок. Да, сверхцивилизация была одна, а цивилизаций, полуцивилизаций или вообще дикарей в окрестностях обреталось великое множество.
      Ситуация к тому же была такова, что все более-менее развитые государства региона в процессе длительной эволюции пришли к концепции небольших по количеству профессиональных армий.
      Вот, к примеру, одна из крупнейших битв бронзового века - между Египтом и Хеттской державой (битва при Кадеше, где-то между 1312 и 1290 годами до н. э. ).
      "Численность войск Египта составляла 30 тысяч человек при 2,5 тысячи колесниц, хеттов с союзниками 35 тысяч при 3,5 тысяч колесниц.
      Между тем, население Египта составляло около 7 миллионов человек. И теоретически он легко мог выставить куда большую армию, если учесть, что в этой битве решался вопрос о господстве над Сирией.
      Однако военная доктрина бронзового века считала наиболее эффективной маленькую профессиональную армию, вооруженную тяжелым, дорогостоящим оружием, причем на первом месте стояли колесницы...
      Такое малое, но очень боеспособное по тем временам войско упрощало проблемы снабжения и коммуникаций" (историк Э. Берзин, "Железная революция").
      Таким образом армия была резко отделенной от остальных групп общества, немногочисленной, но высокопрофессиональной кастой.
      И все же, и при самом высоком качестве, количество, если сделать его достаточно большим, может перевесить...
      
      Ахейские предания повествуют о долгом и изощренном сколачивании "антитроянского союза". О царях, вождях и героях, не желавших поначалу отправляться в поход, возглавляемый царем Микен Агамемноном.
      Но многочисленные кнуты и пряники влиятельных сторонников похода принесли свои плоды: "антиэльфийский порыв" охватил многих и многих. Стотысячное войско привел под стены Трои Агамемнон...
      Современные историки, иногда, ставят под сомнение эту неоднократно повторяемую древними цифру. Действительно, такая армия, вроде бы, великовата даже для Египта - тем более для гораздо менее населенной Ахиявы. Где такую армию собрать? Как такую армию кормить, да еще и в войне, растянувшейся на десятилетие?
      Но потому ведь и пережил Троянский эпос века, что повествовал о событиях беспрецедентных и по длительности, и по числу вовлеченных в них людей. Событиях, которые стали взрывной кульминацией веками созревавшего конфликта. Конфликта между могущественной и процветающей сверхцивилизацией и цивилизациями окружающими ее.
      Эльфами восхищались как полубогами, эльфов панически боялись, эльфов ненавидели...
      Ради шанса низвергнуть эльфийскую цитадель Светоград вокруг короля-грабителя Агамемнона готовы были объединиться не только ахейцы, но и недавние смертельные враги Ахиявы. Однако только беспрецедентно огромная армия могла действительно дать этот шанс...
      
      4. "Единое духовное пространство"
      
      Но столь грандиозная сверхцивилизация даже и после крушения должна была оставить грандиозные следы. Где же они?
      Они многочисленны, но найти их можно лишь зная - что и где следует искать.
      Организационная структура эльфийской цивилизации была также уникальна и необычна, как уникальна и необычна была эта цивилизация в целом.
      Илион очень мало походил на традиционное государство - "аппарат подавления и насилия" с неизбежно растущей опухолью бюрократии. Он представлял из себя удивительное объединение очень разных каст, народов и даже обладающих широчайшей автономией государств-вассалов, связанных в стабильный, эффективно функционирующий организм.
      В современном демократическом государстве есть три главные ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Систему управления Илионом можно охарактеризовать замысловатым словосочетанием: "ненавязчивая судебная теократия".
      Если то же самое, но более просто: страной управляли очень крутые жрицы-судьи, но крутость свою они проявляли только при обращении граждан. То есть в повседневные, бытовые и административные дела они по своей инициативе почти не вмешивались.
      В тоже время авторитет этих жриц-судей был так велик, что при возникновении действительно сложных и спорных вопросов люди обращались именно к ним...
      Понятие "религиозный суд" возникло во времена падения авторитета религии. Когда он был высок - нерелигиозных судов попросту не существовало. Если говорить честно и откровенно, драматическому отделению религиозного и светского судов предшествовало гораздо более раннее и сверхдраматическое "отделение религии от Бога".
      Когда религия и Бог были очень близки, гораздо более актуальным было понятие "Божьего Суда". Но еще раньше, когда они были еще ближе, говорили проще: "Суд". Ибо только Бог и мог быть Судьей.
      Но о самом древнем Божестве говорили в женском роде - как о Великой Трехликой Богине...
      
      Культ Великой Тройственной Богини и жрицы этого культа - вот что было главной отличительной чертой всей огромной территории Илиона. Да, эта сверхцивилизация являлась единым экономическим пространством. Но первое и главное - все части Илиона образовывали единое духовное пространство...
      
      5. На пути к Легенде
      
      Карьера "эльфийской жрицы" была самой странной из карьер. Не из далеких полудиких провинций в богатую блестящую Трою вела она, а в направлении противоположном.
      Из открытого множеству иноземных гостей, обращенного лицом на Запад и Юг Светограда в неприхотливую жизнь окраин, где душа и природа могли общаться друг с другом без помех.
      Да, безусловно, Троя была "внешней" столицей Светлании, но "внутренние центры", овеянные ореолом таинственности "священные места", где совершались интенсивная внутренняя работа и восхождение по лестнице самопознания находились вдали от пролива Босфор.
      В регионах исхода - на берегах реки Дон и в горах Кавказа. У рек илионского севера - Днепра, Дуная, Днестра.
      Там, в курганах и катакомбах северного и восточного Причерноморья найдены самые древние изображения энергетических центров человека, в учении йоги именуемых "чакры".
      Непростой и долгий путь проходили жрицы прежде, чем стать теми, кого называли "альбиле, сфынте, доамнеле"...
      
      Да, великой тайной был этот далекий и полуреальный золотой век. Но тайной тайн и золотом золота были те, кто правил древней Цивилизацией Света - старшая каста, старшая раса - эльфийские жрицы...
      В этом, первом очерке мы говорили о контурах Небывалой Страны, "Невелэнда", которой управляли эльфы, и в которой чисто количественно они являлись значительным меньшинством.
      Во втором очерке мы поговорим не о тайне, какой являлась страна Илион, а о тайне тайн - о самих эльфах...
      
      Над Илионом все еще царил золотой век. И по-прежнему щедро осыпало эту землю золотом Солнце.
      Но было то уже золото заката.
      Великолепные башни и стены Трои еще не стали обгоревшими руинами. Но огромная, невиданная армада из тысяч кораблей и десятков тысяч воинов уже заполнила морские просторы, держа свой путь к Цитадели Света...
      Город еще не умер. Легенда еще не родилась...
      
      (с) Алекс Грин, 2005
      В данной публикации представлен первый очерк книги Алекса Грина "Цивилизация эльфов".

  • Комментарии: 24, последний от 14/12/2013.
  • © Copyright Грин Алекс (alexgrin21@013.net)
  • Обновлено: 07/03/2006. 48k. Статистика.
  • Очерк: Альт.история
  • Оценка: 7.39*32  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.