Аннотация: Историю, как и драму, создает напряжение. Где есть напряжение, там есть и ось напряжения, и ее полюса. В драме эти полюса принято называть протагонист и антагонист...
Алекс Грин
1917 - 2024. ПРИЗРАК ПЕРМАНЕНТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ОЧЕРК 1. ИНСТРУМЕНТЫ ВРЕМЕНИ
ЧАСТЬ 1. РИТМЫ И ПОЛЮСА
Драма и Напряжение
ИСТОРИЮ, КАК И ДРАМУ, СОЗДАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ.
ГДЕ ЕСТЬ НАПРЯЖЕНИЕ, ТАМ ЕСТЬ И ОСЬ НАПРЯЖЕНИЯ, И ЕЕ ПОЛЮСА. В ДРАМЕ ЭТИ ПОЛЮСА ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ПРОТАГОНИСТ И АНТАГОНИСТ...
В дословном переводе с древнегреческого - "протагонист" - "первый борец". "Антагонист" - "противоборец".
ПУЛЬСАЦИЯ НАПРЯЖЕНИЯ В ОСИ СОЗДАЕТ РИТМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ. ВОЛНЫ СКЛАДЫВАЮТСЯ В ЦИКЛЫ И СУПЕРЦИКЛЫ.
Полюса
Сверхдержавы нового типа.
Протагонист - СССР - индустриальный социализм.
Антагонист - США - индустриальный капитализм.
Взаимная изоляция, барьеры, стены и занавесы приводят к росту напряжения между полюсами, к увеличению потенциальной энергии в оси.
Переход к "политике разрядки", обмен зарядами противоположных знаков неизбежно понижают напряжение и неуклонно приводят к демонтажу оси и составляющих ее полюсов.
По достижении нулевого состояния - катарсиса ("эмоциональной разрядки") - спектакль заканчивается. Главные герои - пртотагонист и антагонист - сходят со сцены.
Ритмы драмы
Суперцикл - 108 лет. 3-и акта - 3-и 36-летия.
36. 1. 1917 - 1952
Двуполярный мир: становление и экспансия двух сверхдержав - СССР и США.
Подъем революционно-освободительного движения. Формирование Социалистического Лагеря с бесспорным лидером - СССР.
Распад Британской Империи, закат колониализма старого типа.
Выдвижение США в бесспорные лидеры капиталистического мира.
36. 2. 1953 - 1988
Сверхдержавы: расцвет и противостояние ("два мира - две системы"). Переключение с военного противостояния на культурно-экономическое соревнование и интенсивную психологическую войну.
Это переключения потребовало и смены методов управления. От военно-административных, "вертикальных" к сетевым, с увеличением роли "обратной связи".
36. 3. 1989 - 2024
Сверхдержавы - СССР и США - увядание, надрыв и распад.
СССР
Скрытый надрыв - 12-летие 1977 - 1988
Явный надрыв и распад - 12-летие 1989 - 2000
США
Скрытый надрыв - 12-летие 2001 - 2012
Явный надрыв и распад - 12-летие 2013 - 2024
Тайное становится явным
Симптомы распада сверхдержавы уже отчетливо присутствуют в фазе скрытого надрыва, но в это 12-летие "серьезные аналитики" не придают им должного значения, чтобы потом с умным видом авторитетно заявить "никто не мог предвидеть...".
СССР. Скрытый надрыв - 12-летие 1977 - 1988
4-летие 1977 - 1980
Истощение и экономические трудности
Влезание в "Афганскую ловушку" (ввод советских войск в Афганистан - 1979-й).
Рост антисоветских настроений в Восточной Европе (забастовки "Солидарности" в Польше - 1980-й)
9-й год 12-летия (1985)
Приход к власти "реформатора" Горбачева (генеральный секретарь ЦК КПСС с 11-го марта 1985-го года).
"Афганская ловушка" (теракты 11. 09. 2001 и последовавшее вторжение США в Афганистан).
Рост антиштатовских настроений в Латинской Америке.
9-й год 12-летия (2009)
Приход к власти "реформатора" Обамы (президент США с 20 января 2009-го года).
10-й год 12-летия (2010)
Нефтяной Чернобыль в Мексиканском заливе
СССР. Явный надрыв и распад - 12-летие 1989 - 2000
Распад социалистического лагеря, Варшавского Договора, СССР
США. Явный надрыв и распад - 12-летие 2013 - 2024
Распад НАТО, Евросоюза, США
ЧАСТЬ 2. ЕДИНОЕ В ТРЕХ АКТАХ
Трехчленность
"...Если путем многократного проигрывания пьесы в вашем воображении вам удалось вжиться в нее настолько, что она является вашему внутреннему взору вся сразу, лишь только вы сосредоточите свое внимание на одном из моментов ее действия, вы будете в состоянии увидеть ее как трехчленное целое.
Начало вы переживете как зерно, из которого развивается растение; конец - как созревший плод, и середину - как процесс превращения зерна в зрелое растение, начала - в конец. Каждая из этих частей имеет свою задачу и свой специфический характер в композиции целого. Их взаимоотношения могут дать режиссеру руководящую идею при постановке пьесы..."
(Михаил Чехов, "О технике актера")
Большое и Малое
БОЛЬШОЕ ОТРАЖАЕТСЯ В МАЛОМ, МАЛОЕ ОТРАЖАЕТСЯ В БОЛЬШОМ ("принцип фрактальности").
108 = 36 х 3
36 = 12 х 3
12 = 4 х 3
Увертюра
Первое 4-летие каждого 36-летия является своего рода увертюрой, которая определяет основные темы данного 36-летия, энергетическим импульсом, задающим направление последующих исторических процессов.
Великая Октябрьская Социалистическая революция и последовавшая гражданская война завершились победой Советской власти. Программа, провозглашенная уже в первые годы революции, стала генератором беспрецедентных социальных перемен во всем мире.
Красный Октябрь стал причиной не только крушения Британской Империи в данном 36-летии, но и значительной демократизации главного антагониста СССР - США.
Сегодня это большая новость для многих лиц с "облегченным историческим образованием", но и в 20-е годы 20-го столетия в "оплоте свободы и демократии" США все еще лишены были избирательных и ряда других прав негры, женщины, представители малоимущих слоев населения.
Ощутимые изменения в положении этих групп произошли лишь в годы второй мировой войны, когда стало ясно, что ликвидация "советского проекта" военным путем невозможна, и он остается всерьез и надолго.
При всем при этом многие вопиющие черты расизма, сексизма и социального неравенства сохранялись в Штатах вплоть до 60-х годов 20-го столетия.
"Перехват бренда"
Раскрутка партии Адольфа Гитлера - классическая "операция по перехвату бренда".
Красный флаг и слово "социалистическая" в названии партии были взяты на вооружение в тот момент, когда и социализм и символически связанный с ним красный цвет приобретали все более широкую популярность в Германии.
С 1929 года представители английских и американских банковских кругов начинают усиленно финансировать национал-социалистическую партию Германии. С этого времени начинается и бурный рост этой партии.
Заказчики рассчитывали "перехватить протестные настроения" и аннигилировать социализм, столкнув друг с другом интернациональный социализм и национал-социализм.
Принцип трехчленности
Чисто драматургически 1-й акт данной 3-актовой пьесы также, в свою очередь, четко делится на 3-и части.
1-е 12-летие. 1917 - 1928. Проект "интернациональный социализм".
3-е 12-летие. 1941 - 1952. Прямое военное столкновение двух проектов. Победа интернационального социализма.
4-летия
Тот же принцип трехчленности работает и на уровне 4-летий:
12-летие. 1917 - 1928. Проект "интернациональный социализм".
1-е 4-летие. 1917 - 1920
Октябрьская революция и гражданская война. Расширение влияние большевистской партии.
2-е 4-летие. 1921 - 1924
Полная победа Светской власти на всей территории бывшей Российской Империи. Переход к мирной жизни. Восстановление экономики. НЭП - частичный возврат к старым формам экономических отношений. Экономический подъем.
3-е 4-летие. 1925 - 1928
Постепенное сворачивание НЭПа. Подготовка к рывку индустриализации и коллективизации.
12-летие. 1929 - 1940. Перехват протестных настроений. "Отраженный" проект "национал-социализм".
1-е 4-летие. 1929 - 1932
Бурный рост и расширение влияния национал-социалистической партии.
2-е 4-летие. 1933 - 1936
Победа национал-социалистов на выборах. Переход к управлению Германией. Восстановление разрушенной войной и репарациями экономики. Экономический подъем.
3-е 4-летие. 1937 - 1940
Перевод экономики на "военные рельсы". Интенсивная подготовка к рывку "блицкрига"
Об аналогиях. Сходство и различия
В ходе обсуждения первой части данного текста особое внимание вызвал вопрос об аналогиях:
"...я люблю аналогии, и сам часто их использую, но в политике, особенно глобальной, с ними надо осторожнее.
СССР накануне своего распада и США сейчас - слишком разные явления, чтобы использовать бросающиеся в глаза какие-то сходные черты. Потому что различий гораздо больше.
Но это серьезный разговор, так что пока только мое мнение".
http://stalker-grin.livejournal.com/35003.html
noldo-ecthelion:
"...Интересная, хотя и не бесспорная аналогия".
Как уже говорилось в первой части - отношения СССР и США - это отношения протагониста и антагониста. Именно это является решающе важным.
Протагонист в пьесе создает некий СЮЖЕТНЫЙ УЗОР. Антагонист действует в поле этого СЮЖЕТНОГО УЗОРА. Их взаимоотражения в таких обстоятельствах неизбежны. Но принципиальным является ПОЛЯРНОСТЬ протагониста и антагониста. ОНИ ОБЛАДАЮТ ЗАРЯДАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО КАЧЕСТВА.
Возьмем, к примеру, трехактную пьесу-сказку Евгения Шварца "Тень", вместе с "Драконом" и "Голым королем" входящую в его трилогию пьес-памфлетов. Антагонист главного героя - Ученого - его ожившая Тень неизбежно копирует многие свойства своего оригинала. Но принципиально важным является качественная противоположность Ученого и Тени.
В силу этого качественного различия от Тени в конце пьесы не остается ничего, кроме голой оболочки - пустой мантии.
И именно это, прежде всего, необходимо учитывать, сопоставляя "сюжетные узоры" в истории СССР, его главного антагониста США и вспомогательного, второго антагониста - Третьего Рейха.
История и драма
Мне представляется, что в теме аналогий в контексте данного исследования критически важными являются другие вопросы:
- Насколько глубоко сходство между завершенным историческим циклом и завершенной пьесой?
- Насколько существенно присутствие в завершенном историческом цикле важнейших качеств драматургического произведения, таких как ПОЛЯРНОСТЬ ПРОТАГОНИСТА И АНТАГОНИСТА, ТРЕХЧЛЕННОСТЬ, КУЛЬМИНАЦИЯ, КАТАРСИС, СВЕРХЗАДАЧА?
Если аналогия между историей и драмой поверхностна - параллели, приводимые в данном исследовании, не имеют никакой ценности.
Если между завершенной драмой и завершенным историческим циклом существует глубинное сходство, грамотное применение драматургического арсенала может дать ключ к новой футурологии, к более глубокому пониманию прошлого и будущего...
ЧАСТЬ 3. ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Борьба
По Марксу историю движет борьба классов.
Источник движения драмы - борьба протагониста и антагониста.
Не в этом ли причина глубокого сходства драмы и завершенного исторического цикла?
Борьба, противоборство, антагонизм...
"Два рождает три..."
Полярность главных героев выстраивает силовые линии драмы и определяет форму ее сюжета.
Отсюда - полярность и самого сюжета.
"...Если в произведении искусства (в данном случае в пьесе или спектакле) действительно происходит превращение начала в конец, то есть если в пьесе есть органическое действие, то оно, подчиняясь закону полярности, выражается в том, что начало (сразу или постепенно) превращается в конце в свою противоположность. Полярность начала и конца в пьесе или спектакле создает правильную композицию и повышает их эстетическую ценность. Известно, что контрасты в произведениях искусства дают им силу и выразительность, отсутствие же их или слабое их проявление порождает монотонность и однообразие. (Начало и конец пьесы не определяются, разумеется, ее первой и последней сценами. Начало как завязка может охватывать значительную часть пьесы, так же как и ее конец.)
Но сила контраста имеет не только эстетическое, композиционное значение. Она освещает также и содержание художественного произведения, вскрывая его более глубокий смысл...."
(Михаил Чехов, "О технике актера")
Трехчленность сюжета не есть нечто непостижимое и взявшееся неизвестно откуда. Она естественно вытекает из полярности начала и конца.
"...Начало вы переживете как зерно, из которого развивается растение; конец - как созревший плод, и середину - как процесс превращения зерна в зрелое растение, начала - в конец. Каждая из этих частей имеет свою задачу и свой специфический характер в композиции целого ..."
(Михаил Чехов, "О технике актера")
3 фазы
Напряжение в драме движется по синусоиде, и на графике его движения также четко различаются три фазы.
1 - интенсивный рост напряжеия
2 - "плато", на центр которого приходится точка кульминации
3 - снятие напряжения, "катарсис"
Эти три фазы также четко соотносятся с тремя цветами спектра - красным, желтым и зеленым.
Существенную помощь в понимании энергетики цвета может оказать работа Василия Кандинского "О духовном в искусстве".
Эта маленькая брошюра внесла огромный вклад в понимание психологии цветового восприятия и энергетики цвета. Из этой брошюры, понятой процентов на тридцать, выросли десятки толстых тома, написанных психологом Максом Люшером и его последователями, а также и знаменитый тест Люшера и тысячи психологов, применяющих этот тест.
Вернемся к трем фазам синусоиды напряжения в драме.
Такие же три фазы отчетливо проявляют себя в завершенном историческом цикле.
Красная Фаза (КФ). Идейно-содержательная
Активизация сторонников новой идеи или движения, расширение их круга. Встречная, хотя и не столь интенсивная активизация их противников.
Эта поляризация создает условия для стремительного роста пассионарного напряжения.
Устремленность в будущее - характерная черта КФ,
Желтая (золотая) Фаза (ЖФ)
"Плато" - самый стабильный участок синусоиды. Ни резкого подъема напряжения, как в КФ, ни неуклонного его снижения, как в ЗФ.
Оптимальные условия для культурного расцвета - "золотого века".
Увлеченность настоящим - характерная черта ЖФ.
Зеленая Фаза (ЗФ)
В условиях неуклонного снижения пассионарного напряжения балом правят прагматизм и тоска по прошлому.
Если для КФ характерны "перегрев" и вспышки массового энтузиазма, то эпидемическое распространение депрессий становится характерной чертой ЗФ.
Теперь - более развернуто об этом на примерах трех фаз нынешнего 108-летнего цикла.
Красное 36-летие. 1917 - 1952
Этот период проходит под знаком красных знамен и Красного Октября.
Наиболее активные и бурно растущие движения этой фазы - коммунисты и национал-социалисты активно используют в своей символике красный цвет. Самая популярная музыка тех времен - марши.
В текстах самых массовых песен ярко выражены темы горения и кипения.
"Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем...", "Кипит наш разум возмущенный, и в смертный бой вести готов..."
Желтое 36-летие. 1953 - 1988
Время информационно-психологической войны и культурного соревнования двух сверхдержав.
Этот период, одновременно, и время наивысшего культурного расцвета, как СССР, так и США, золотой век двух антиподов.
Время эпохальных прорывов в освоении космоса. Время поэтов, собирающих стадионы, бардов и рок-музыкантов.
Пиковое 12-летие этого пикового 36-летия - 1965 - 1976 годы. На этот временной отрезок приходятся лучшие годы Контркультурного Движения, расцвет музыкальных групп, ставших легендами рока.
Красное 36-летие привело к беспрецедентной социальной революции.
Желтое 36-летие - время массового культурного пробуждения. На его пике была создана эстетика рока, молниеносно распространившаяся по всему Земному шару.
Желтый - самый яркий цвет спектра. И эстетика 60-х, эстетика "детей цветов" - хиппи - тяготеет к ярким и пестрым краскам.
Предыдущая фаза была временем красных знамен. 60-е время "Желтой подводной лодки". И лозунга хиппи - "живи моментом"...
Как мы уже говорили, устремленность в "светлое будущее" - основная тенденция Красной Фазы. Упоение "светлым настоящим" - Желтой.