Ахманов Михаил
Литературные курсы в Петербурге

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 22/12/2008.
  • © Copyright Ахманов Михаил
  • Обновлено: 18/07/2007. 11k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • 
    
    Эта статья посвящается памяти Льва Куклина, замечательного поэта, мудрого человека и моего друга. Лев Куклин был одним из организаторов этих Курсов, но, к сожалению, не дожил до первой своей лекции. Михаил Ахманов ЛИТЕРАТУРНЫЕ КУРСЫ В ПЕТЕРБУРГЕ Март 2007 года Платные курсы "Литератор" (далее - Курсы) организованы в 2005 г Союзом писателей Санкт-Петербурга и Государственным институтом повышения квалификации специалистов профессионального образования и лицензированы в Министерстве образования РФ. Срок обучения полтора-два года, объем лекций и практических занятий - 510 часов. По завершении занятий и выполнения курсовой работы, которой является прозаическое или поэтическое произведение, Институт выдает диплом государственного образца по специальности "литературный работник". Какие задачи преследовал наш писательский союз, организуя эти Курсы? Первое: способствовать подготовке слушателей к творческой литературной деятельности - в надежде, что эти молодые авторы пополнят со временем ряды нашей и других писательских организаций, добавив им "свежей крови". Второе: отработка лекционных курсов, которые могут явиться основой пособий, предназначенных для самообразования. Третье: создание прецедента. До сих пор такого рода обучение (с выдачей диплома) производилось лишь в Москве, в Литературном институте. Странно, что в Петербурге, культурной столице России, будущим литераторам негде учиться. Мы пытаемся восполнить этот пробел, и, как бы ни сложилась в дальнейшем ситуация с Курсами, полагаем, что наша попытка не будет забыта. Может быть, один из крупных питерских университетов организует литературный факультет? Это было бы лучшим решением. Первая группа из одиннадцати слушателей приступила к занятиям на Курсах в сентября 2005 г и завершила их в конце 2006 г. С января 2007 г года начаты занятия со второй группой, включающей пятнадцать слушателей. Следует отметить, что все потенциальные кандидаты проходили собеседование или представляли рекомендации от известных нам лиц. Причина понятна: мы можем научить чему-то полезному лишь тех, кто обладает творческим даром. Большая часть наших слушателей старше сорока, но есть молодежь 20-30 лет. Их образование: высшее техническое, экономическое, филологическое, музыкальное; обнаружился даже режиссер театра. Некоторые работают по своей технической специальности, другие являются сотрудниками издательств или журналов. Многие уже имеют опубликованные книги - поэтические сборники, детские сказочные повести, детективные и фантастические романы, переводы с английского). Программа обучения предусматривает курсы лекций, работу в творческих мастерских прозы и поэзии, работу над собственными текстами, персональные собеседования с преподавателями и практическую деятельность в ряде издательств Петербурга в качестве авторов, переводчиков и редакторов. Читаются следующие курсы лекций: История возникновения литературы Основы писательского мастерства Проза Поэзия Литературный перевод Драматургия Остросюжетные литературные жанры Научно-художественная литература Детская литература Литературное редактирование Авторское право Скажу несколько слов об этой программе и наших преподавателях. В их числе - известные литераторы, члены Союза писателей Санкт-Петербурга, а также профессора и доценты петербургских ВУЗов. Занятия в творческой мастерской прозы ведет критик и писатель А.Д.Балабуха; в мастерской поэзии слушатели работают под руководством петербургского поэта И.О.Фонякова. "Историю возникновения литературы" (Древний Египет, Шумер, библейская литература и т.д.) читает доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского университета А.Г.Сущевский; курс, подготовленный этим известным египтологом и переводчиком с древне-египетского, является уникальным. "Основы писательского мастерства" (психология творчества, жанры, композиция и сюжет, персонажи произведения, работа с текстом и т.д.) преподаю я, Михаил Ахманов. Но это комплексный курс, в рамках которого ряд лекций прочитан прочитан крупными петербургскими прозаиками - председателем Союза писателей Санкт-Петербурга В.Г.Поповым и директором Центра современной литературы и книги Д.Н.Каралисом. Курс включает также лекцию по издательской политике, которую прочитал директор "Лениздата" А.В.Сазонов. Два упомянутых выше курса являются введением к основному лекционному блоку, который включает "Прозу", "Поэзию", "Литературный перевод" и "Драматургию". Курс русской и зарубежной прозы для нашей первой группы был прочитан профессором И.Н.Сухих и преподавателями Педагогического университета и Университета профсоюзов Ю.В.Малковой, С.В.Федоровым и А.Е.Череватовым. Основные темы курса: от русских символистов до западных семиотиков; автор-читатель-текст; диалог авторских сознаний; дискурс и точка зрения. Рассматривались авторы: Боккаччо, Вольтер, Дидро, Стендаль, Гете, Камю, Сартр, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов, Набоков и другие. Курс поэзии прочитал поэт А.Г.Машевский. Краткая программа курса: русская поэзия XVIII века, классицизм, сентиментализм, романтизм, русская поэзия XIX века (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет, Тютчев), декаденство, символизм, акмеизм, русская поэзия XX века (Блок, Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Маяковский, Пастернак, Цветаева). Отмечу, что этот курс посвящен сугубо русской поэзии; зарубежная поэзия в нем не затрагивается. Литературный перевод, включающий лекции и практические занятия, ведет опытный переводчик и преподаватель Е.С.Дунаевская. Хотя этот курс относится к основному лекционному блоку, мы предполагаем включать его только в том случае, если в группе есть переводчики. В прошедшей обучение группе были представлены прозаики, поэты и переводчики; во второй группе переводчиков нет, и, возможно, литературный перевод будет заменен другим курсом. Что касается лекций по драматургии, то с ними нашим слушателям особенно повезло - этот курс прочитал профессор Даниил Натанович Альшиц (драматург Аль). Циклы лекций по детской, остросюжетной и научно-популярной литературе дополняют основной лекционный блок. Курс "Детская литература" читает известный детский писатель В.М.Воскобойников. Курс остросюжетной литературы (приключения, фантастика, детектив, женский роман, мистика и "хоррор") получился комплексным - к нему "приложили руку" доцент Педагогического университета М.А.Черняк, А.Д.Балабуха и я, Михаил Ахманов. Курс научно-художественной литературы был полностью на мне, но я надеюсь, что для второй группы мы подыщем другого лектора. Ибо одна из главных прелестей наших занятий - разнообразие, возможность для слушателей контактировать с максимально большим числом ученых и профессиональных литераторов. В заключение приведу краткие программы двух вводных курсов лекций. ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ Основы писательского мастерства Лектор: член Союза писателей СПб М.С.Ахманов 1. Психология творчества. Для кого мы пишем, почему мы пишем. Две составляющие части писательского мастерства. 2. Базовые элементы работы сочинителя: генерация идей, их источники, писательский транс, писательское видение. 3. Продукт труда писателя - литературное произведение. Залог его успеха. 4. Три рода художественной литературы: эпос, лирика, драма. Жанры. 5. Характеристика произведений основных прозаических жанров. 6. Рассказ как наиболее сложный прозаический жанр. Повесть - промежуточный жанр. Роман, дилогия, трилогия, тетралогия, пенталогия, сериал. 7. Тематические жанры и их классификация. Бытописание, жанры исторический, детективный, приключенческий, детская литература, любовные романы, жанр иронический, сатирический, пародия, фантастика, мистика, "хоррор", эротика. 8. Идея произведения. 9. Понятие о композиции литературного произведения. 10. Сюжет. Понятия эпизода (сцены) и сюжетной линии. 11. Архитектоника - конструирование произведения. Замысел и фабула. 12. Понятие о конфликте. Конфликт как движущая сила произведения. 13. Конфликт и тайна (загадка). Понятие о гармоничности произведения и "приправе" (юмор, эротические и боевые сцены, диалоги). 14. Персонажи и их классификация. Разработка биографий и речи. 15. Что автор обязан знать о своих героях и что должен сообщить о них читателю. 16. Феномен "бунта героя", его причины и последствия. 17. Текст. Понятие о "плохом" и "хорошем" тексте, его выразительность, насыщенность, читабельность. 18. Темп (динамика) повествования. Особенности жанра "экшн". Членение произведения на части, главы, эпизоды. Острые сцены. 19. Практическая работа с текстом. Понятия "грязного" и "чистого" текста, "проход" текста, "мусор" в тексте. Стратегии писательской работы. 20. Художественный перевод. Две основные концепции перевода. ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ История возникновения литературы Лектор: доцент СПГУ А.Г.Сущевский I. История появления книг на Древнем Востоке. 1. Формирование письменных систем. Различные модели письменных систем. 2. Традиционная модель рождения литературно оформленного текста: миф и сказание - авторский эпос и театральная драма - повесть, роман, поэзия. 3. Рождение сакральной литературы из записи мистерий (пример: Тексты Пирамид). 4. Миф для инициации и миф литературный. 5. Рождение театральной драмы из храмовой мистерии. 6. Социально-психологическая ниша литературы в древних обществах. Литература и государство. 7. Проблема авторства: формирование и осознание творчества. 8. Личность и социум - автор и художественная картина мира. 9. Художественные формы древней литературы Востока. II. Литература Египта и Месопотамии. 1. Миф о египетской "мифологии". 2. Сакральная литература египтян: Тексты Пирамид, Книга Мертвых, Книга Амдуат и поздние сочинения. 3. Магическая литература. "Биографии" с заупокойных стел. 4. Рождение повести: "Злоключения Синухета". 5. Философская притча: "О Потерпевшем кораблекрушение". 6. Литература поучений. 7. Военно-исторический жанр: анналы и повести. 8. Литература Шумера: взгляд на мир из-за стен города. 9. Литературный миф о творении мира. 10. Эсхатология в литературе Шумера: "Потоп". 11. Сакральная поэзия: гимны. 12. Героический эпос. 13. Любовная лирика. 14. Исторические песни. 15. Дидактические произведения. 16. Притчи и басни. 17. Сравнительный анализ: культурный субстрат литератур Восточного Средиземноморья. III. Литературная история книг Библии. 1. Состав книг Библии, история формирования общего текста и переводов. 2. Народ Израиль, колена Израилевы и царство Соломона. 3. История археологическая, документальная и литературная. 4. Книги Пророков и Книги Царей. 5. Книга Бытие. 6. Книга Исход. 7. Книга Екклезиаст. 8. Книга Иова. 9. Библейская поэзия.

  • Комментарии: 1, последний от 22/12/2008.
  • © Copyright Ахманов Михаил
  • Обновлено: 18/07/2007. 11k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.